Напомним, что законопроект, внесенный в Госдуму в конце сентября 2012 года представителями всех четырех фракций, был в начале апреля этого года принят в первом чтении. Однако в процессе обсуждения документа высказывалось много замечаний. В частности, говорилось о конкуренции норм законопроекта с уже действующими положениями УК РФ. В принятый в первом чтении законопроект были внесены поправки, где эта проблема учтена.
Глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) недавно заявил, что новую статью об оскорблении религиозных чувств в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) вводить не будут, но будет дана новая редакция уже существующей статьи.
Однако вопросы к тексту документа по-прежнему остались. В частности, по информации "Независимой газеты", в Правовом управлении Госдумы по-прежнему считают, что авторы законопроекта конкуренции с другими статьями УК РФ так и не устранили.
Как отмечает "НГ", перед принятием документа в первом чтении (а законопроект предусматривал тогда появление в УК статьи о святотатстве) в экспертных кругах и в целом в обществе прошла бурная полемика. Говорилось о том, нужно ли это делать вообще и против кого новая норма будет применяться. Отрицательные экспертные заключения по документу дали в Общественной палате и в президентском Совете по правам человека. Однако, как считает газета, это ни к чему бы не привело, если бы против такого варианта правового реагирования на "дело Pussy Riot" не выступили друг за другом правительство и Верховный суд, где депутатов предупредили, что невнятно сформулированные правовые нормы вводить нельзя и что не стоит создавать конкуренцию между различными статьями УК.
По последней информации, которой располагает "НГ", известно, что законопроект получил новое название, которое теперь звучит так: "О внесении изменений в статью 148 УК РФ и КоАП РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан". Однако дальше, как считает издание, неясности сохраняются.
Если с предлагаемыми для святотатцев санкциями все более или менее понятно: максимальная не составит, как предлагалось ранее, пять лет, а не превысит три года, то за какие действия их будут давать, то есть какой будет у преступников мотив, до конца неизвестно.
Между тем Правовое управление Госдумы, по сути, выступило против и нового варианта закона. Думские юристы, в частности, указали на то, что первая часть статьи 148 в новой редакции вступит в прямую конкуренцию с такой же частью знаменитой статьи 282 УК РФ - "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".
Дело в том что депутаты хотят, чтобы за "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих", наказывали либо штрафом до 300 тысяч рублей, либо годовыми принудительными работами или же годом тюремного заключения. Сейчас статья 282 за действия, "направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации", определяет тот же штраф до 300 тысяч и тот же срок лишения свободы. Кроме того, Правовое управление Госдумы обратило внимание и на часть 2 по-новому формулируемой статьи 148, отметив, что термин "отправление богослужения" законодательству не известен. Между тем по части 2 - за оскорбления чувств, совершенных уже в местах, где религиозные обряды и отправляются, - можно будет получить либо полумиллионный штраф, либо три года тюрьмы.
Думские юристы также высказали недоумение, зачем нужно править КоАП, вводя наказание за осквернение религиозных предметов, эмблем и т.д., когда в УК уже есть статьи о вандализме и умышленной порче чужого имущества.
Как отмечает "НГ", исправление статьи 5.26 КоАП, несмотря на конкуренцию с уголовным законом, видимо, нужно потому, что вместо 300 рублей штрафа с вандалов и хулителей предполагается брать 30 тысяч. Кроме того, понятия "знаки и эмблемы мировоззренческой символики" и "предметы религиозного почитания" в законодательстве России отсутствуют.
Между тем, как пишет газета, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, который был автором первоначального варианта закона, а также соавтором его новой редакции, накануне недоуменно заметил, что последняя версия документа согласовывалась, как это и положено, с Правовым управлением ГД. "Это какие-то новые ветры повеяли", - предположил он. При этом он не исключил, что дуют они из Государственно-правового управления президента, без отмашки которого думские юристы не стали бы подвергать сомнению тот законопроект, который, как известно, от имени Владимира Путина уже поддержал его пресс-секретарь Дмитрий Песков.