"Независимая газета" сообщила в пятницу, что указанная группа будет взаимодействовать с правоохранительными органами, которые уже сегодня проводят масштабные проверки религиозных общин по всей стране.
"В законе о защите чувств верующих, принятом в первом чтении, была ссылка на религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия", - пояснил в разговоре с "НГ" председатель профильного думского комитета Ярослав Нилов (фракция ЛДПР).
"Исходя из принципа конституционного равенства, данные нормы должны быть распространены на все религиозные организации, официально зарегистрированные в нашей стране. Именно поэтому мы внесли поправку, согласно которой данная норма снимается из проекта закона, и параллельно с этим начинаем изучать - в рамках рабочей группы - реальные дела, связанные с негативной и деструктивной деятельностью религиозных организаций", - заявил он.
По его словам, речь идет о "нетрадиционных религиозных организациях в нашей стране". Об этом же говорил в минувшую среду на заседании комитета первый заместитель Нилова Михаил Маркелов (фракция "Единая Россия"), который и выдвинул идею о создании такой группы. Основанием для этого, сказал он, стали некоторые высказывания о том, что законопроект о защите чувств верующих "будет в том числе защищать представителей сектантских организаций", что к планам инициаторов документа вовсе не относится.
Ярослав Нилов отказался уточнить перечень подлежащих изучению организаций, хотя уже само название группы, приведенное выше позволяет составить представление о том, кто может попасть в поле ее зрения.
Отметим, что принятое теперь в России разделение религиозных организаций на "традиционные" и "нетрадиционные" вызывает у многих экспертов большие сомнения. Поэтому в отношении принципов работы думской группы у них, вероятно, возникнет много вопросов.
"О каких зарубежных религиозных организациях идет речь? - заявил "НГ" руководитель Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. - О католиках? Это международная Церковь с центром в Ватикане. Какие-то протестантские группы? Но они все давно существуют в России, какие-то с XVIII или XIX веков. Даже "свидетели Иеговы" существуют в России уже около 100 лет".
По мнению Шабурова, инициатива парламентариев лежит в русле общей тенденции "поднятия жупела экстремизма".
Между тем, как отмечает газета, инициатива депутатов укладывается в логику идущих в настоящее время прокурорских проверок некоммерческих организаций, затронувших в том числе и сотни различных религиозных общин по всей России.
Прокурорские проверки НКО на предмет выявления источников финансирования и экстремистской деятельности затронули, как известно, приходы и благотворительные организации католиков, баптистов, пятидесятников, иеговистов и мормонов. Возможно, эти организации наряду с прочими НКО подозревают в принадлежности к "иностранным агентам". Этой логике соответствует заявление Ярослава Нилова по поводу задач рабочей группы по анализу деятельности "нетрадиционных религиозных общин. "Мы должны понимать, какой деятельностью кто занимается, и смотреть, насколько эта деятельность соответствует действующим нормам и правилам и насколько эта цель сочетается с теми целями, которые указаны в ее уставе", - сказал Нилов.
При этом он отметил, что вопрос о деятельности "сект" еще до инициативы Маркелова поднимался "на разных встречах, в том числе с религиозными организациями".
17 апреля, в один день с созданием в Госдуме этой группы, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил на проходившем в Баку совещании по итогам конференции Консультативного совета мусульман СНГ: "Сегодня многие силы, внешние для нашего исторического пространства, хотели бы использовать религиозную жизнь и межрелигиозные отношения для того чтобы подчинить нас внешним факторам, а может быть, для того, чтобы поставить нас на колени или чтобы устроить в наших странах постоянный хаос".
Как считает Ярослав Нилов, "обращать внимание правоохранительных органов" на "деструктивную деятельность сект - это в нашей компетенции".
Газета не исключает, что инициаторы этой идеи воспользуются помощью добровольных "защитников традиционных ценностей". В некоторых российских регионах к этому уже готовы.
В частности, на сайте губернатора Ставропольского края Валерия Зеренкова была размещена информация о том, что на прошедшем недавно заседании краевого правительства "была обсуждена тема противодействия проникновению в край деструктивных сект" и губернатор "предложил использовать для их выявления в том числе силы ставропольского казачества". Кроме того, преподаватель сектоведения в Ставропольской духовной семинарии священник Антоний Скрынников недавно предложил принять в крае закон, который бы "ограничил деятельность нетрадиционных религиозных и иностранных организаций".
Напомним, что несколько лет назад в России был поднят вопрос о законодательном закреплении понятия "тоталитарная секта". Между тем участники дискуссии отмечали, что в правовой системе России отсутствует понятие "секта" и производная от нее "секта тоталитарная".
Эти термины, по мнению экспертов, являются неправовыми, ненаучными и несущими негативную идеологическую нагрузку. Говорилось об отсутствии какие-либо научных критериях, которые в принципе и создать-то невозможно. А по мнению представителей Института свободы совести, употребление неправовых и оскорбительных терминов в деятельности госструктур, в ходе различных публичных мероприятий, а также в СМИ является недопустимой, так как разжигает ксенофобии, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе.
Если кто-то охвачен сектоманией, то для избавления от навязчивых квазирелигиозных идей нужно, по крайней мере, помнить две вещи, говорили участники дискуссии и приводили исторические примеры.
Так называемые "традиционные религии" Ближнего Востока в момент своего зарождения объявлялись сектами теми, кто придерживался иных, ранее укоренившихся на этой территории религиозных взглядов. Первые христианские общины являлись сектами для иудеев и римлян, но когда через шестьсот лет они стали привычным явлением, и никто уже не ставил под сомнение их право на существование, на Ближнем Востоке появились последователи Мухаммеда, которые тоже не сразу были причислены к уважаемой религиозной традиции.
Поэтому, как считают эксперты, прежде чем объявлять ту или иную религиозную организацию вне закона, необходимо посмотреть на проблему сквозь призму истории.
Рассуждать о том, что какое-то религиозное движение является сектой, кроме беспристрастных ученых-религиоведов прежде всего имеют право представители той духовной традиции, в лоне которого оно зародилось. То есть, мусульманам, к примеру, негоже рассуждать о христианских сектах, а христианам в свою очередь не пристало судить об авторитетности духовных движений, возникших на почве ислама, иудаизма или индуизма.