Потеря места в МДА - это, по-видимому, не единственная утрата, которую понес протодиакон. По его словам, его работа в Московском Государственном Университете, скорее всего, тоже не нравится церковному начальству. Два дня назад он написал в своем блоге, что каждый год заключает годовой контракт с МГУ как почасовик, и никто его расторгать не собирается. С университетом у него проблем и непонимания нет. "Есть другое - и это уже проблема неизмеримо более масштабная, чем моя личная. Дело в том, что патриарх Кирилл лично говорил с ректором МГУ, настаивая на моем увольнении из государственного университета", - заявил Кураев.
"Дело не во мне и не в личности патриарха Кирилла. Сама возможность такого разговора означает, что в наших церковных руководителях так и не сформировалась культура самостоятельного внутреннего самоограничения своей власти", - отметил священнослужитель.
Между тем в сегодняшнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" протодиакон сообщил, что больше не имеет возможности зарабатывать, потому что епархии боятся работать с ним.
Все это заставило Андрея Кураева обратиться к посетителям его странички в "Живом Журнале". Вот его последний пост:
"Прошло полтора месяца со времени объявления о моем увольнения из МДА. За это время в коридорах патриархии укрепилась конспирологическая версия о том, что мои публикации - это часть епископского заговора против патриарха. Мол, московские (лаврские) епископы прут против питерских (никодимовских). То ли ради перераспределения власти в нынешней конфигурации. То ли с целью смены патриарха Кирилла. То ли для занятия удобных стартовых позиций при выборах следующего понтифика после естественного ухода нынешнего.
Должен сообщить, что это не так. Никто из епископов мне никаких публикаций не заказывал. И не проплачивал. Будь оно иначе - мне не пришлось бы делать то, что я делаю сейчас. А именно - просить о помощи моих читателей.
Зарплата в МДА была символической. И дело не в ее прекращении. Просто я жил за счет выездных лекций. Сейчас епархии боятся работать со мной. Говорят, даже у тех священников екатеринбургской митрополии, что просто пришли на мою февральскую беседу, были неприятности.
Надо искать постоянную московскую работу - а она раньше нового учебного года не появится".
В завершение поста Андрей Кураев просит тех, кто сможет, отправить ему банковский перевод на карту "Сбербанка", указывая номер счета, а также в "Яндекс-Деньги" и Web-money.
Не только гей-скандал
Напомним, что беды на голову Андрея Кураева свалились после того, как он начал борьбу с голубым лобби в РПЦ. Сразу после увольнения из МДА в его "Живом Журнале" появилась пространная запись под заголовком-вопросом "Торжество голубого лобби?". В ней протодиакон дал понять, что был уволен по следам гей-скандала в Казанской духовной семинарии, где студенты пожаловались на сексуальные домогательства со стороны "члена руководства" этого учебного заведения.
Однако официальная версия увольнения Кураева из Академии была иная. Ученый совет МДА счел, что деятельность протодиакона в блогосфере "остается в ряде случаев скандальной и провокационной". Об этом сообщалось в публикации на сайте учебного заведения. Наблюдатели при этом отмечали, что посты Андрея Кураева часто вызывают общественный резонанс и не всегда совпадают с официальной позицией Церкви. Таким образом, преподавательской работой в МДА он поплатился за свою интернет-активность и "эпатажные публикации".
Кураев убежден, что имеет право давать публичную оценку общественным и политическим событиям
Сам протодиакон считает, что имел полное право давать публичную оценку общественным и политическим событиям, о чем и заявил в очередном посте сразу после решения ученого совета академии:
"Быть может, разочаровывая ожидания некоторых людей, говорю, что я не изменился после вчерашнего (имеется в виду исключение из МДА. - Прим ред.). Это значит, что я остаюсь верующим православным христианином, считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской православной церкви, по-прежнему считаю, что "официальная позиция РПЦ" по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом".
Он пояснил, что у Церкви есть библейские заповеди, есть вероучительные догматы, церковные каноны.
"Но "официальная позиция" по вопросам текущей политики - это то, что узкий круг церковных руководителей публично говорит государственному руководству. Когда это касается не очевидных церковных нужд или вопросов морали, а становится комментарием к текущей политической жизни, понятно, что комментарии сами обретают характер достаточно партийных суждений", - считает протодиакон.
Именно поэтому, продолжил он, эти суждения "не могут обладать статусом внутрицерковной обязательности, ибо Церковь объединяет людей исключительно на основе единства веры, а не на основе политических симпатий или антипатий".
В РПЦ не боятся разоблачений Кураева
В РПЦ протодиакона осуждают, призывают покаяться и заявляют, что не боятся его разоблачений. Его упрекают в том, что он "подсел на духовный наркотик", коим является "частота упоминаний в СМИ".
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, предостерег Андрея Кураева от попыток оказать на Церковь давление.
"Кураев, очевидно, считает, что все его должны бояться. Что решения будут приниматься на основе того, что он публикует. Такая логика проскользнула в одном из интервью, когда он сказал, что умный человек не отстранил бы его от преподавания (в Московской духовной академии. - Прим. ред.), потому что он обладает мощными информационными ресурсами", - заявил Чаплин.
В этой связи глава ОВЦО подчеркнул, что "никто его не боится и бояться не будет".
"Его однообразные тексты большинство нормальных людей давно перестало читать. Он распространяет только сплетни, которые либо сам генерирует, либо откуда-то берет и тиражирует. Христос сказал, что обличение греха должно подкрепляться двумя или тремя свидетелями. Свидетель, конечно, не может быть анонимом. Если бы пришел человек в маске и принес анонимное послание, апостолы и древняя Церковь не стали бы его слушать", - отметил Чаплин.
Священник не исключил, что за действиями Кураева стоят те, кто "хотел бы получить доступ к механизму принятия решений в Церкви, в том числе кадровых - через организацию интернет-кампаний".
"Сначала эти кампании будут касаться действительных или мнимых грехов в области личной жизни. Потом эти силы могут начать ставить политические условия, потом доктринальные. Так, увы, много раз было на Западе, где многие христианские или уже постхристианские общины поставили на колени, заставив их меняться по желанию лидеров "общества потребления", - заявил он.
При этом представитель Московского патриархата сообщил, что сейчас никаких дисциплинарных мер по отношению к протодиакону не разрабатывается и не применяется, хотя поступает множество писем с призывами лишить его сана. Он считает, что у Кураева есть возможность воспользоваться Великим постом и покаяться, встать на путь "смиренного, мирного церковного служения".
"Духовный наркотик, на который он подсел, - частота упоминания в СМИ, поддержка не любящих Церковь информационных ресурсов, привлечение внимания необычными высказываниями. Никогда такого наркотика не бывает достаточно. Если человек от него зависит, ему хочется все больше и больше. Отсутствие упоминания в СМИ вызывает ломку. Но в какой-то момент этот наркотик кончается либо доза становится несовместима с жизнью", - заявил священник.