Патриарх защитил право человека на свободу мысли, но определил ее нравственные границы
В Москве в пятницу открылось заседание Высшего церковного совета (ВЦС) Русской православной церкви - исполнительного органа РПЦ, действующего при предстоятеле Церкви и ее Священном синоде.

Заседание открыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посвятивший свое выступление вопросам свободомыслия. Отвергнув упреки в том, что Церковь якобы выступает против свободы слова и творчества, предстоятель РПЦ напомнил о связи свободы с нравственностью, сообщает "Интерфакс".

"Церковь надуманно продолжают обвинять в том, что она выступает против, в частности, свободы слова, что якобы церковная традиция исключает разномыслие. Это абсолютно не соответствует действительности", - приводит агентство слова патриарха, отметившего, что без свободного слова православие обеднело бы "на сотни богословских трудов", а без свободы творческого самовыражения не было бы "многообразнейших образцов иконописи, церковной архитектуры".

"Свобода слова и творчества - это важные ценности, они, как и свобода вообще, неотъемлемы от образа Божия в природе человека", - подчеркнул глава РПЦ.

Между тем, как заявил патриарх, "любую свободу можно обратить во зло", в связи с этим он поднял вопрос о ее границах, определяемых нравственностью.

"И все общество, и религиозные общины должны искать золотую середину между произволом и принудительным ограничением свободы, через что Отечество наше прошло в минувшем двадцатом столетии", - сказал он.

Патриарх напомнил также о заявлении "по делу об осквернении храма Христа Спасителя", которое было принято на предыдущем заседании ВЦС. В этом документе, отметил он, было твердо заявлено о недопустимости оскорбления религиозных чувств людей.

Проблема понимания человеческой свободы отражена в Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека - документе, разработанном Русской церковью в 2008 году. По словам главы РПЦ, его положения актуальны и сегодня. В этом документе, подчеркнул он, недвусмысленно подчеркивается важность категорий свободы, достоинства и прав человека и утверждается, что "они работают на благо человеческой личности только в нравственных координатах".

Патриарх убежден, что для личности и общества опасны призывы идти по пути раскрепощения человеческих страстей, опасны утверждения, что "различение между добрым и злым словом, творчеством и упадочной безвкусицей настолько сложны, что проще все разрешить, причем разрешить повсюду - не только добровольно, но и принудительно".

"Достоинство человека, неразрывно связанное с его добродетельной жизнью, исключает использование свободы и творчества в разрушительных целях. Достоинство человека предполагает уважение к его святыням, памяти родных и близких, истории его народа. Православный человек не будет глумиться над символами иных религий - не потому, что они святы для него, а потому, что это оскорбительно для человека, придерживающегося таковых убеждений", - заявил предстоятель РПЦ, подчеркнув при этом, что подобного Церковь и общество "вправе ожидать и от всех наших соотечественников - верующих и неверующих".

"Если же эту черту кто-то переступает, он ставит себя вне общества. И подобный разумный и справедливый подход призвано поддерживать не только само общество во имя самосохранения и общего благополучия, но и государство", - сказал патриарх Кирилл.

В то же время, говоря о праве верующих отстаивать свои гражданские свободы и защищать религиозные чувства, предстоятель РПЦ посоветовал православным людям научиться делать это "с достоинством". Церковь же он призвал не упускать из вида дискуссию на эту тему и думать о том, "чтобы система защиты чувств верующих, да и неверующих, была подлинно эффективной и строилась на твердом правовом и нравственном базисе".

Отметим, что слова патриарха о недопустимости "использования свободы в разрушительных целях" прозвучали в период, когда в России проходит активное обсуждение проекта федерального закона о введении уголовного наказания за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан.

Так, на недавнем заседании Общественной палаты РФ в отношении этого документа между членами ОП развернулась бурная дискуссия. Практически все участники слушаний назвали закон недоработанным и требующим уточнений. В итоге большинство из них потребовало отозвать из Думы этот крайне спорный документ, заявив, что он сам способствует разжиганию межнациональной розни. Проект одобрили лишь представители РПЦ и исламское духовенство.