Возглавляющий эту школу священник Виталий Рысев является известным критиком положения дел в Боголюбском монастыре, оказавшемся в последнее время в центре внимания СМИ. Между тем в СМИ появились сообщения и о негативных фактах, касающихся школы в Михалях, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Вызывают вопросы взаимоотношения между руководством епархиальной школы-пансионата в Михалях и епархиальным управлением и роль этих взаимоотношений в освещении заявлений детей", - говорится в распространенном накануне заявлении Управления делами Московской патриархии.
В нем отмечается, что "лишь спустя год после своего перевода из Боголюбского монастыря в школу-пансионат в Михалях дети стали давать показания, противоречащие заявлениям, данным ими годом ранее, и утверждать, что в Боголюбском монастыре с ними жестоко обращались".
Более того, сказано далее, эти утверждения противоречат и тому, что сообщили дети комиссии синодального Отдела религиозного образования и катехизации в мае этого года, в то время как они уже пребывали в школе-пансионате.
"Безотносительно результатов работы следствия по существу заявлений несовершеннолетних можно поставить вопрос: не стали ли дети жертвами манипуляций взрослых, преследующих свои цели?" - задает вопрос Управление делами патриархии.
Если факты непозволительного обращения с детьми будут подтверждены в установленном законом порядке, то виновные должны понести наказания, предусмотренные законодательством, считают в патриархии.
Методы воспитания детей, применявшиеся в Боголюбском монастыре, подлежат и нравственной оценке.
"В случае, если будет доказано их несоответствие евангельским нормам, они подлежат церковному осуждению. Важно, при этом, чтобы дети могли дать свои показания в нейтральной обстановке, не будучи подвержены какому-либо давлению", - отмечается в документе.
Мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), духовником монастыря, его духовными чадами и насельниками обители, по мнению патриархии, "безусловно, вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что в известной степени эти мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов".
Вместе с тем вопросы, вызываемые этими установками, необходимо отделить от вопросов, касающихся методов воспитания детей, пребывавших на территории Боголюбского монастыря, сказано далее.
В патриархии называют печальным, что ситуация вокруг пребывания детей в Боголюбском монастыре "используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской православной церкви", где, "в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании".
Как сообщалось, прошлой осенью из приюта при женском монастыре сбежали две воспитанницы с жалобами на жестокое обращение с ними со стороны воспитателей. Тогда к делу подключились Общественная палата и СКП.
По результатам доследственной проверки по обращению воспитанницы приюта Валентины Перовой о незаконном лишении ее свободы СКП РФ принял решение не возбуждать уголовное дело. В то же время глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в связи с ситуацией в Боголюбово предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, которые содержатся в монастырских приютах.
В ноябре 2009 года комиссия Московской патриархии по изучению ситуации в Боголюбском монастыре обнаружила педагогические ошибки, а также констатировала "ряд принципиальных ошибок в организации жизни детей, пребывающих при монастыре". Руководству обители были даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.
В декабре настоятельницу обители лишили права опекунства в отношении содержащихся в приюте по итогам деятельности рабочей группы, созданной постановлением главы региона Николая Виноградова.
Скандал вокруг приюта привлек внимание также и к личности духовника Боголюбского монастыря архимандрита Петра (Кучера). В прошлом он дважды увольнялся за штат, наказывался Синодом и на месяц уходил к раскольникам. В марте 2010 года Издательский совет Русской церкви включил одну из его книг в список изданий, не рекомендованных к распространению в храмах и монастырях.