"С моей точки зрения, западная богословская и философская мысль уже много веков назад пошла по ошибочному пути, разделив религиозную и "мирскую" сферы. Слова Блаженного Августина о "граде Божием" и "граде человеческом" были утрированно восприняты западными богословами", - сказал на конференции в Германии глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сообщает "Интерфакс-Религия".
По его словам, доктрина "двух мечей", от которой недалеко было до противопоставления религиозных и "светских" установлений, постепенно сформировала представления о якобы неизбежном конфликте между религиозной жизнью и жизнью государства и общества и привела к попыткам радикально разделить религиозную и светскую сферы, "лишив религию какого-либо права на определение параметров общественного устройства".
Впрочем, сегодня эта традиция находится перед лицом новых вызовов, продолжил священник, прежде всего это вызов взаимного непонимания со значительной частью Европы, относящейся к православному миру, а также многими верующими Католической церкви и рядом евангелических движений, не склонных отделять религию от общественной жизни. Во-вторых, это вызов ислама, для которого, как сказал докладчик, "разделение религии, закона и государства звучит так же абсурдно, как отделение солнца от света".
"В-третьих, это вызов отсутствия в ряде народов жизненных сил, необходимых для обеспечения своего будущего в условиях непростых мировых процессов. Низкая рождаемость, концентрация на потреблении, личном комфорте и здоровье (ныне ограничиваемая экономическим кризисом), отсутствие религиозно-нравственного императива могут очень быстро привести народы, некогда посылавшие рыцарей в крестовые походы, в безгласные жертвы внешней экспансии", - предупреждает представитель Церкви.
"Выходов из такого положения может быть несколько, кроме одного - оставить все как есть, потому что "как есть" уже стало достоянием прошлого", - считает Всеволод Чаплин.
Первый выход - дальнейшая экспансия секуляризма, осуществляемая военными, политическими, пропагандистскими, "образовательными" методами.
"До определенного времени она может иметь успех, но очевидно, что все большее количество людей и сообществ будет активно с ней не соглашаться и ей противодействовать", - полагает священник.
Второй путь - развивать западную политическую систему, обращая внимание на традиции, не склонные разделять религиозную и общественную жизнь. "Речь идет не только об исламских принципах, но и о православном учении о симфонии Церкви, государства и народа", - пояснил представитель Русской церкви.
По его мнению, Запад мог бы "рано или поздно спросить себя: не стоит ли ему самому присмотреться к работающим моделям общества, основанным не на постоянном соперничестве ветвей власти, политических сил и социальных групп, а на гармоническом единстве власти, народа и одной или нескольких религиозных общин".
Самое же главное, считает священник, нынешний Запад "все еще может вспомнить собственную славную христианскую традицию в лучших ее проявлениях", и это "не только поможет найти в прошлом путь в будущее, но и достичь общности и взаимопонимания с хранителями древнейшей церковной традиции - православными христианами".