"Сегодня только слепой не видит, что есть религиозные общины, достойные поддержки, а есть явления, не менее опасные, чем нацизм и фашизм, запрещенные во многих странах. И на эту реальность нужно адекватно отвечать", - заявил председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В четверг он выступил на семинаре представителей стран СНГ по подготовке специалистов по истории и культуре традиционных религий, состоявшемся в Московском государственном лингвистическом университете, сообщает "Интерфакс".
По его мнению, государство не может оставаться нейтральным в религиозно-мировоззренческой и религиозно-общественной сфере, но сегодня такой нейтралитет представляется как "незыблемая норма международного права", хотя на самом деле "многие исследователи и общественные деятели, в том числе на Западе, приходят к мысли о том, что эта идея несовместима с жизнью".
"Сегодня нужно подумать, насколько адекватен современным реалиям принцип равенства религиозных объединений перед законом, который неизвестен в законодательстве большинства западных стран, но появился в постсоветских правовых системах в период ультралиберальной эйфории первой половины 90-х годов", - отметил представитель Русской православной церкви.
Он указал на то, что сегодня разные страны, в том числе СНГ, ищут возможности провести черту между теми религиозными тенденциями, которые достойны поддержки, и теми религиозными или религиозно-общественными тенденциями, которые нужно ограничивать.
"С одной стороны, очевидно, что эти меры принимаются для того, чтобы обеспечить безопасность общества от наступления религиозного экстремизма из-за рубежа и от разного рода деструктивных сил, которые вызревают внутри той или иной страны. Я полностью поддерживаю эту тенденцию. Я считаю, что государство и общество имеют право обезопасить себя от деструктивной религиозной экспансии извне", - заявил священник.
В то же время, про его словам, в некоторых государствах ограничительные меры в отношении религиозно-политического экстремизма, "вполне объяснимые и правильные", распространяются и на те религиозные общины, "которые государство могло бы поддержать, потому что именно они являются лучшим противоядием против любого экстремизма".