Патриарх Варфоломей сообщил, что эту тему он затрагивал в беседе с председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата митрополитом Иларионом (Алфеевым) во время визита представителя РПЦ в Фанар 5−6 июля. Патриарх ожидает в скором времени встречи с бывшими президентами Украины Леонидом Кравчуком и Виктором Ющенко.
Как напоминает KNA, в 2008 году Ющенко пытался получить от Константинополя поддержку плана объединения православных и греко-католических христиан в "независимую украинскую Церковь", однако патриарх "вел себя сдержанно". В нынешней ситуации он не планирует визит на Украину, однако был бы доволен, если бы православные и греко-католики посчитали его своим духовным отцом и указали, что Константинопольский патриархат является их Матерью-Церковью, и он хотел бы "оказаться достойными этого доверия в будущем".
Между тем, как отмечает ИА Regnum, в пресс-релизе Службы коммуникации ОВЦС МП о визите митрополита Илариона в Стамбул нет упоминания об Украине. Говорится лишь, что "стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся межцерковного взаимодействия в подготовке Всеправославного Собора, намеченного на 2016 год, а также другие темы, стоящие на повестке дня двусторонних отношений между Константинопольским и Московским патриархатами. Митрополит Иларион поделился своим видением ситуации на Ближнем Востоке и в ряде других регионов мира. Была также затронута тема подготовки к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой горе Афон". Из чего, подчеркивает ИА Regnum, можно сделать вывод, что Московский патриархат не разделяет желания Константинопольского патриарха заняться посредничеством на Украине по достижению "политического мира и религиозного примирения". Однако на возможную взаимность Фанару (резиденция Константинопольской церкви) намекают украинские греко-католики, отношению которых к Константинопольской церкви ИА Rеgnum посвящает пространный комментарий.
В конце июля глава Украинской греко-католической церкви (УКГЦ) архиепископ Святослав (Шевчук), говоря о 1000-летии упокоения святого князя Владимира, отметил, что, когда князь "крестил Русь-Украину, христианство еще не было разделено". "Он принимал Крещение в полном общении не только с Константинопольским патриархатом и другими восточными патриархатами, но и с преемником апостола Петра", - отметил архиепископ. При этом он напомнил, что именно в 2015 году нынешним летом приходится десять лет с того дня, когда глава УКГЦ вернулся в своею киевскую резиденцию: "Десять лет назад Блаженнейший Любомир, возвращаясь в свою древнюю резиденцию киевских митрополитов, провозгласил голосом равноапостольного князя Владимира манифест "Один Божий народ в крае на Киевских горах" о современном единении украинского народа и украинских Церквей".
Представители греко-католиков начали позиционировать себя в качестве равных, если не сказать "первых из равных" наследников, хотя исторически преемниками дела князя Владимира и киевской кафедры считались православные митрополиты. До 1688 года Киевская митрополия относилась к ведению Константинополя, обстоятельства ее перехода под омофор Московских патриархов до сих пор является камнем преткновения между Фанаром и Московским патриархатом. Но в любом случае эти споры касались до сих пор исключительно православных. А сейчас патриарх Варфоломей вводит в это уравнение греко-католиков, хотя именно Брестская уния 1596 года расколола Киевскую митрополию и уничтожила существовавшую православную иерархию, которую Константинополь смог восстановить только в 1620 году, пишет ИА Regnum в своем комментарии.
Унию активно лоббировал польский король Сигизмунд III Ваза. На что она была направлена, историография Российской империи отвечала так. "Из архива Юго-Западной России, издаваемый Временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденною при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе (Киев, Университетская типография, 1859 г.)": "Цель унии была часто политическая. Польское правительство полагало, во-первых, что для внутреннего спокойствия в государстве необходимо единство вероисповедания… Увеличение политической силы Польского королевства особенно было необходимо для того, чтобы противодействовать возраставшему могуществу Турецкой империи, угрожавшей не только Польше, но и всей христианской Европе. В этом отношении уния как средство к укреплению Польского королевства имела важность для папского двора и для всех христианских государств Европы, считавших Польшу оплотом против возраставшего магометанизма. Польское королевство смотрело на разделение Церквей как на главную причину Турецкого могущества и всех бедствий, претерпеваемых христианскими народами от магометан; это ясно видно из следующих слов в манифесте Сигизмунда III (польский король, правил в 1587 — 1632 гг.):
"По отторжении Церкви Греческой от Римского костела весь гнев Божий излился на людей, христианство терпит бесчисленные бедствия, государства подвергаются неоплаканной гибели, великие и славные королевства впадают в нищету, знаменитые люди богатых и славных стран терпят неволю во власти неверных. Особенно в настоящее время жестокости и притеснения более и более возрастают от несогласия между христианами и от могущества неприятеля, который всеми силами старается попрать славу Божию". Сверх того, Польское правительство считало необходимым соединение Церквей для того, чтобы окончательно разорвать моральную связь, соединявшую Юго-Западную Русь с Московским государством".
Иначе говоря, отмечает ИА Regnum, греко-католики реализовывали политическую задачу Варшавы по отрыву части христианского сообщества Юго-Западной Руси от Константинопольского патриарха, который подчинялся султанской власти и выполнял ее поручения, в то время как Фанар восстанавливал свое влияние и православную иерархию в регионе с помощью Московского патриарха. Сегодня конфигурация поменялась. Украинские греко-католики решают политическую задачу отрыва существующих православных Церквей уже от России, не исключая при случае разыграть с этой целью "фактор Константинополя", в то время как Москва налаживает отношения с Ватиканом.
Святой престол готов идти на сближение с Русской православной церковью, оставляя за спиной проблемы догматического и богослужебного характера. Когда Ватикан говорит о важности установления единого празднования Пасхи, за этим стоит его готовность принять за основу тот день, которого придерживается РПЦ по юлианскому календарю. А Папа Римский Франциск, как пишет американский католический портал National Catholic Register, является "движущей силой исторической инициативы" по примирению Украины и России и сам "Святейший отец верит, что может" ускорить этот процесс.
В этой сложной конфигурации поведение Фанара пока что отличается осторожностью. Константинопольский патриарх занял выжидательную позицию и, скорее всего, в ближайшее время не станет выдвигать собственных инициатив, но будет настаивать, что он держит руку на пульсе и готов действовать.
Основную активность, как отмечает источник, следует ожидать от Киева, и она будет зависеть от раскладов в политической элите страны — сегодня еще не все украинские высокопоставленные политики готовы идти на откровенный разрыв с Русской православной церковью. Однако иногда дела духовные становятся джокером, который светские князья бросают на стол, чтобы удержаться в большой игре, заключает в своем комментарии агентство.