Говоря о волнениях, происходящих на востоке Украины, митрополит отметил неизменность позиции УПЦ МП, всегда выступавшей за территориальную целостность страны. "И сегодня мы однозначно осуждаем попытки отторгнуть от Украины ее территории и включить их в состав других государств. Потому волнения в Харькове, Донецке и Луганске нас очень сильно беспокоят. Мы видим в них реальную угрозу для нашего государства", - подчеркнул собеседник агентства.
Что касается влияния Церкви на прихожан, то, по словам митрополита, его оказывают сегодня прежде всего приходские священники, с которыми общаются простые люди, приходящие в храм. "Мы призываем наших священников быть патриотами своей родины и не допускать сепаратистских настроений среди мирян", - отметил он.
Касаясь приходов УПЦ МП, которые расположены в Крыму, митрополит Антоний отметил, что в настоящее время статус крымских епархий остается прежним: они находятся в юрисдикции Украинской православной церкви. "Руководство этих епархий не высказывало стремления выйти из подчинения церковному руководству в Киеве. Священный синод Русской православной церкви также не принял никаких решений об изменении статуса этих епархий. Тем не менее ситуация сегодня крайне сложная. И пока мы не понимаем, каким образом будет устроена церковная жизнь в Крыму", - сказал украинский иерарх.
На сегодня в УПЦ МП зарегистрировано около 13 тысяч общин. Темпы роста количества приходов составляют примерно 500 общин в год. Митрополит оспорил бытующее мнение, что УПЦ МП - это Церковь востока и юга Украины.
"Весьма значительное количество наших приходов расположено в правобережных регионах. Больше всего приходов УПЦ расположено в Винницкой и Хмельницкой областях (более 900 приходов в каждой). В Волынской Закарпатской, Ровенской и Житомирской областях действует примерно по 650 приходов в каждой. В Киевской области - более 700 приходов. На востоке и юге страны наибольшее количество приходов расположено в Донецкой области (около 750). В Днепропетровской области - более 600 приходов, в Одесской - около 600. Наименьшее количество приходов УПЦ расположено в Галичине. Тем не менее во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях вместе взятых действует около 250 наших общин", - рассказал митрополит Антоний, отметив, что представляемая им Церковь - пожалуй, единственная конфессия на Украине, "которая значимо представлена практически во всех ее областях".
Отвечая на вопрос о переговорах с УПЦ непризнанного Киевского патриархата, митрополит подчеркнул важность того, чтобы на Украине все православные люди принадлежали к одной Церкви. "В этом будет наша сила, и мы сможем достойно отвечать на все те чаяния которые есть у нашего общества. Главная задача - действительно объединить всех православных в одну Церковь... Главное - поступать согласно нашей вере и церковному приданию. Главное - процесс должен проходить на основании канонических норм и без всякого вмешательства политических сил", - отметил он.
Касаясь взаимоотношений с Москвой, митрополит Антоний заявил, что УПЦ МП еще с 1990 года все вопросы своей внутренней жизни решает самостоятельно. "Однако при этом мы находимся в единстве с Московским патриархатом. Потому деловое общение между УПЦ и Московской патриархией никогда не прерывалось. Однако оно не носит характера давления", - отметил он.
Отвечая на вопрос о возможности отлучения президента Украины Виктора Януковича от Церкви, митрополит сослался на существующую в православной Церкви практику, которая свидетельствует о том, что если человек совершил преступление, которое предполагает каноническое наказание и его вина официально доказана в суде, это влечет за собой наложение на него и соответствующих канонических прещений.
"Когда говорят о полном отлучении от Церкви, то здесь надо понимать, что такое отлучение (или другими словами анафема), является высшей мерой церковного наказания. И потому применяется оно лишь в исключительных случаях, да и то после того, когда уличенный в преступлении человек принципиально отказывается признавать свою вину и продолжает совершать преступления", - пояснил митрополит.
При этом. по его словам, нужно помнить, что, накладывая канонические наказания, Церковь всегда стремится прежде всего к исправлению человека. Призывы же отлучить от Церкви наших недавних правителей были, скорее, продиктованы ненавистью и желанием расправы. Церковь не может руководствоваться подобными чувствами в принятии решений", - заключил он.