"Некоторые считают, что Церковь прокляла великого писателя, как бы незаконно его обидела. Ничего подобного не было. Церковь просто констатировала то, что реально произошло", - цитирует "Интерфакс" слова православного иерерха, сказанные им в одной из последних передач "Слово пастыря", показанной на Первом канале.
По его словам, анафема - лишь констатация факта, что данный человек Церкви не принадлежит, и "это особенно важно понимать в связи с историей Льва Толстого".
"Сам писатель отошел от Церкви. И тем, что он говорил о Христе, о Церкви, о таинствах, он свидетельствовал свой полный разрыв с Церковью", - отметил митрополит.
И поскольку, по его словам, многие люди по-прежнему были убеждены в том, что Л. Толстой говорит так, оставаясь православным христианином, "то это, конечно, вносило смущение в церковную среду и в общественную жизнь".
Митрополит Кирилл также призвал задуматься над тем, что бы произошло, если бы Л. Толстой "все-таки добрался до Оптиной пустыни, вошел бы в этот монастырь и принес покаяние - так, как он и хотел сделать".
"Конечно, он был бы прощен, потому что нет греха, которого бы Церковь не простила, если человек приносит искреннее раскаяние и покаяние. Но, видимо, не допустил Господь, не произошло этого. И умер великий писатель без раскаяния, будучи отлученным от церковного общения", - добавил митрополит Кирилл.