Песах отмечают в России более 200 иудейских общин
webplus.info
Праздник еврейской Пасхи - Песах, наступивший накануне вечером с заходом солнца, отмечают в России в 200 религиозных общинах всех трех направлений иудаизма - ортодоксального, современного и хасидского. Однако с особенной торжественностью, размахом и приверженностью к многовековым традициям праздник отмечается, кончено, религиозными жителями в Израиле.

- Как празднуют Песах на Земле Обетованной

В Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще пасхальный седер (праздничный ужин) возглавил Главный раввин Федерации еврейских общин России (ФЕОР, направление хасидского толка) Берл Лазар. В седерах в общинном центре в Марьиной роще приняли участие несколько тысяч человек, сообщили ИТАР-ТАСС в ФЕОР.

В своем обращении к единоверцам Берл Лазар пожелал современникам освободится от гордыни. В этом он видит саму суть праздника Песах.

"Потребительское общество на протяжении многих лет навязывало людям свои ценности - по сути, пыталось воспитать в людях гордыню. Многие люди становились рабами приобретательства. Именно эти цепи рабства, бездумной погони за все новыми вещами и привели к нынешнему кризису. Чтобы преодолеть кризис, мы должны освободиться духовно, верить в Бога, служить Ему и уповать на то, что Он нам поможет", - говорится в послании раввина, текст которого приводит портал "Интерфакс-Религия".

Когда человек благодарен за все, что у него есть, отмечает Б. Лазар, "когда он понимает, что все его приобретения от Бога - он по-настоящему свободен и может радоваться жизни". "Свобода - это, прежде всего, свобода от гордыни, от дурных инстинктов, это великая благодарность и искреннее служение Богу. Вот в чем сущность идеи Песах", - подчеркивает раввин.

Как отметил он, "актуальность этой идеи особенно велика для нас сегодня - и в России, и в мире в целом". "Гордыня порождает стремление постоянно получать больше: отсюда возникает зависть, ненависть к тем, кто преуспевает. Человеку, охваченному гордыней, всегда всего мало, всегда хочется еще и еще, а это самое большое рабство", - предупреждает раввин.

Берл Лазар напомнил, что в Песах можно употреблять в пищу только мацу, которую называют "хлебом бедности", и нельзя - квасной хлеб ("хамец"), символизирующий гордыню, самовозвеличивание. По его словам, "подобно тому, как опара разбухает и увеличивается в объеме при приготовлении квасного хлеба, растет самодовольство гордеца, а от этого большинство проблем человека". Он пожелал евреям "выйти в этом году из рабства всех ограничений жизни и почувствовать себя полностью свободными".

В старинной синагоге в Большом Спасоглинищевском переулке торжества возглавил Адольф Шаевич - Главный раввин Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций России (КЕРООР, традиционные иудеи).

Песах отмечается в память избавления евреев от 400-летнего рабства. Это библейское событие произошло 3,5 тыс лет назад, когда Пророк Моисей вывел свой народ из египетского плена. Иудейская Пасха, вычисляемая по лунному календарю, продолжается восемь дней, из которых особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы "шаббата" - субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.

Одна из главных традиций - употребление мацы (пресного бездрожжевого хлеба) как память о ниспослании евреям в египетской пустыне манны небесной. Три года назад российские еврейские организации полностью отказались от закупки мацы в Израиле. В Москву было поставлено самое современное оборудование для выпечки этого национального пресного хлеба. Общинные пекарни поставляют его в регионы России.

Песах - один из трех паломнических еврейских праздников. В Израиле - это пора массовых экскурсий и прогулок по стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих древнее паломничество освобожденного из рабства народа.

Как отмечают Песах в Израиле

Евреи любят праздники и готовятся к ним очень обстоятельно. Песах, праздник свободы, занимает особое место в еврейском календаре и в сердцах израильтян. Евреи настолько любят этот день, что ради рассказа о нем даже представители ультраортодоксальной общины согласились немного отступить от жестких предписаний и позволить объективам фотокамер заглянуть в свой мир, сообщает портал NEWSru.co.il, корреспондент которого побывал в предпраздничные дни в городе Бней-Брак, чтобы узнать, как следует по всем правилам готовиться к празднику, а также услышать связанные с праздником легенды.

Всю неделю, предшествующую празднику, на улицах религиозных кварталов царит страшная суматоха – время уборки, приготовлений, покупки новой одежды, посуды и многочисленных подарков родным и близким. Суета сменится полным покоем вечером 8 апреля, с наступлением темноты. До этого город полон жизни, а магазины закрываются только в полночь.

Перед праздниками в религиозных кварталах происходит, по традиции, сбор денег для неимущих, а на улицах установлены специальные тумбы. Сюда можно складывать ненужную одежду, которая потом будет передана нуждающимся. В предпразничные дни вся мостовая вокруг "точек сбора одежды" завалена тряпьем: евреи провели в своих домах генеральную уборку и вынесли из домов все лишнее.

"Два раза в год, на Песах и еврейский новый год Рош а-Шана, мы работаем в особом режиме. Закрываемся не раньше полуночи", - говорит продавец магазина модной одежды. "Расскажите, что евреи очень любят электроприборы!, – кричит торговец другой лавки. – Новые, без хлебных крошек".

Главной достопримечательностью Бней-Брака в предпраздничные дни становятся установленные прямо на улице огромные чаны, от которых валит пар. Здесь тарелки, вилки и газовые гарелки проходят очищение огнем и водой, чтобы стать "кашерными к Песаху".

"Самое главное – успеть убрать, чтобы не осталось ни одной хлебной крошки дома. Особенно тщательно убирают кухню, – обьясняет Хаим, преподаватель Торы. – Очень важно, чтобы кастрюли для варки еды в этот праздник не использовались в течение остального года. Иначе есть опасность, что туда попадет квасное. Поэтому многие покупают на праздник все новое – кастрюли, духовки и даже плиты. А те, кто не могут себе этого позволить – кашеруют старую посуду в специальных чанах. Важно не забыть: если новая кастрюля импортная, сделана не в Израиле, ее необходимо искупать в специальном ритуальном бассейне - "миквэ".

Станция кашерования работает с раннего утра до позднего вечера. Здесь постоянно толпится народ. Отцы семейств с отвертками в руках сосредоточенно откручивают от кастрюль пластиковые ручки. После этого посуду помещают в специальную металлическую сетку и отправляют в кипяток. Комфорки от плит очищают открытым огнем.

Поглазеть на веселую праздничную суету в Бней-Брак приезжают израильтяне из светских кварталов. Для некоторорых из них жизнь ортодоксальных евреев – экзотика, другие сами выросли в домах, где тщательно соблюдались традиции. "Сегодня я уже не могу назвать себя религиозной, – говорит Мири, которая приезала Бней-Брак из Кфар-Сабы с мужем и дочкой. – В своей семье я не кашерую посуду и не ищу со свечкой по углам хлебные крошки. Но Песах каждый год мы встречаем по всем правилам за накрытым праздничным столом и читаем Агаду (книгу, рассказывающую об освобождении сынов Израиля из двухсотлетнего египетского рабства – Прим. Ред.) от начала до конца – без сокращений и спешки".

В Израиле существуют целые специальные сети по продаже предметов иудаики и ритуальной посуды, хотя самые сложные заказы по-прежнему доверяют только профессиональным художникам и мастерам-чеканщикам.

Перед Песахом особым спросом пользуются серебряные блюда для праздничной трапезы (само застолье, проводимое по строгим правилам, называется "седер", что в переводе с иврита означает "порядок". – Прим. ред.). "В каждой религиозной еврейской семье есть специальная серебряная посуда для Песаха. На это не скупятся", – говорит Циля, продавщица сети иудаики. Существуют специальные подносы для опресноков - "мацы". Такие блюда иногда встречаются в форме небольшого серебряного шкафчика.

Изготовление предметов иудаики требует от дизайнеров не только мастерства, но и остроумия. Изобретено даже специальное устройство, "праздничная разливайка", позволяющая одним движением перелить вино из ритуального бокала в 12 стаканчиков для гостей. "Бокал пророка Илиягу, непременный атрибут праздничного пасхального "седера", всегда намного крупнее остальных, – объясняет Циля. – В нашей семье его всегда наливали до краев. И каждый год этот бокал к концу праздника оказывался пустым, хотя никто из него не пил. Дети утверждали, что пророк заходил в наш дом, только мы его не заметили (смеется – прим. ред.)".

В магазинах ритуальной литературы можно заметить музыкальные диски "Седер-Песах" с песнями для детей и многочисленные подарочные издания. Здесь продавцы особенно строги: "Каждый год к нам приходят журналисты и задают вопросы. Мы им рассказываем про Песах. Они делают прекрасные репортажи, которые потом транслируются прямо в праздник. Это некошерно! Мы не хотим в этом участвовать. На вопросы отвечать на будем. Счастливых вам праздников! Хаг Самеах!"