Как сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Московском еврейском общинном центре в этот день пройдут одновременно несколько пасхальных седеров (вечерних праздничных трапез, само слово "седер" в переводе означает "порядок"). Один из них проведет Главный раввин России Берл Лазар.
В общей сложности на торжества в Московский еврейский центр соберутся несколько тысяч человек. Среди них ожидается немало известных политиков, бизнесменов, деятелей культуры.
Традиционно ФЕОР организует пасхальные торжества более чем в 170 городах России для десятков тысяч человек. Из московской пекарни к Песаху в различные регионы страны направляются тонны мацы - пресных лепешек, составляющих основу праздничной трапезы.
Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца Нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры Пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.
Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.
Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для Пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.
В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.
А сегодня рано утром в Московском еврейском общинном центре состоялась торжественная церемония "благословения солнца". Подобная ритуальная встреча восхода солнца происходит у иудеев один раз в 28 лет, сообщили порталу "Интерфакс-Религия" в ФЕОР.
Рано утром в зале синагоги в Марьиной Роще началась молитва, затем перед собравшимися выступил Главный раввин России Берл Лазар, и началось совместное произнесение "благословения солнца": "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший мир".
Согласно Библии, Всевышний сотворил светила на четвертый день, к началу среды еврейского месяца нисан. Как считают еврейские мудрецы, необходимо ровно 28 лет, чтобы восход солнца в одной и той же точке горизонта снова пришелся на тот же день недели и час дня, что и в момент творения. Таким образом, раз в 28 лет иудеи отмечают своего рода "правильный день рождения" солнца.
Благословение произносится не в начале восхода солнца, а только когда виден весь солнечный диск, и до трех часов дня. До и после благословения читаются псалмы и другие стихотворные еврейские тексты. В конце церемонии произносятся слова благодарности Всевышнему: "Мы благодарим Тебя за то, что Ты дал нам дожить до этого дня".