"Для украинской уммы исторически было характерно толерантное отношение к иноверцам и подчеркнутая лояльность неисламским властям. Но основная часть уммы, крымские татары, все острее чувствуют разочарование в собственных умеренных элитах и традиционных методах борьбы за свои права", - заявил сегодня Лихачев порталу "Интерфакс-Религия".
По его словам, многочисленные проблемы, связанные с возвращением в Крым потомков татар, некогда депортированных отсюда, "не решаются, и это способствует радикализации части репатриантов". В результате идеи политического ислама становятся все более популярными как "естественное следствие крайне медленной и неудачной интеграции крымских татар в социум".
Лихачев отметил и существенную роль "зарубежных спонсоров" в росте роли исламского фактора на Украине. По его словам, в условиях кризиса исламская инфраструктура на Украине - и образовательные заведения, и СМИ - практически целиком находится "под идеологическим и финансовым влиянием турецких и арабских центров".
Эксперт подчеркнул при этом, что хотя не все зарубежные спонсоры проповедуют радикализм, "но все же элементы идеологии исламских фундаменталистов проникают в украинскую умму, прежде свободную от этого влияния".
"Сам по себе ислам не является ни причиной, ни сколько-нибудь существенным дестабилизирующим фактором в Крыму. Однако в случае обострения существующих проблем - этнических, политических, социальных, экономических - он может стать катализатором, обостряющим конфликт", - считает собеседник агентства.
Выводы ученого изложены им в работе "Украинская умма и ее отношение к евреям, иудаизму и Государству Израиль", опубликованной в вышедшем на днях 9-м выпуске сборника "Тирош - труды по иудаике". Презентация сборника прошла в рамках ежегодной Международной молодежной конференции по иудаике в Москве. В сборнике также опубликованы работы молодых русскоязычных ученых из стран бывшего СССР и Израиля, посвященные еврейской истории, философии и лингвистике.