Он напомнил, что еще в XIX веке святитель Филарет Московский составил молебен в честь победы над Наполеоном, который после празднования Рождества всегда служился в храмах Русской церкви. "Главным мотивом этого молебна была благодарность Богу за спасение Отечества, за то, что Бог помог русскому народу отстоять независимость и помог Европе освободиться от последствий Французской революции", - сказал иеромонах Филипп.
Со временем 7 января - день обнародования Александром I указа об изгнании Наполеона из России - станет государственным праздником, надеется иеромонах.
- Великих побед слишком много: работать будет некогда
"Сейчас нужно вести общественную дискуссию, вспоминать, какое значение имела война 1812 для нашей страны, каковы были ее последствия. Когда будет некий консенсус, когда будет некое общественное понимание этого праздника, можно предпринимать конкретные административные законодательные шаги для воплощения этой инициативы", - отметил он.
Иеромонах Филипп подчеркнул, что этот праздник поможет "вспомнить то утонченное, что есть в русской культуре, принадлежность России к Европейской цивилизации, ее важную миссию в объединении народов".
В дореволюционной России император Александр I после окончания Отечественной войны 1812 года издал Манифест, в котором указал, что в один день 25 декабря по старому стилю (сейчас это 7 января) в России будет праздноваться "Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов". Именно к концу декабря армия Наполеона покинула Россию, сама победа к Рождеству воспринималась как Божье провидение, а кроме того, 25 декабря - день Спиридона Тримифунского, который был святым покровителем Александра I. В этот день проводились парады, впрочем, традиционные для некоторых христианских праздников еще до войны.
Для населения Империи в то время победа над армией Бонапарта воспринималась именно как христианская победа над французами, по преимуществу атеистами, говорит историк Лидия Ивченко. По ее мнению, праздник победы над галлами не был праздником в современном понимании – он не отмечался одинаково ежегодно, но традиционным осталось молебное пение после Литургии в этот день с выражением благодарения Богу. При Николае I, по случаю 25-летия со дня победы в Отечественной войне снова были крупные торжества, которые опять же не стали ежегодными. К началу Первой мировой войны, в которой Франция и Россия стали союзниками на этом празднике также не акцентировалось внимание уже по политическим причинам, а после революции старые календарные даты и вообще были надолго забыты. Впрочем, к Великой Отечественной войне, как утверждают историки, о победе над Наполеоном вспомнили, но уже без религиозного оттенка. Руководство СССР отставало от Германии в идеологической работе с населением и активно наверстывало упущенное.
Традиция отмечать военными парадами победу в Отечественной войне 1812 года уже возрождается в Санкт-Петербурге, передает ИТАР-ТАСС. На Семеновском плацу с Рождеством Христовым участников и гостей праздника сегодня поздравляют представители администрации Санкт-Петербурга, священнослужители, руководители военно-исторических клубов. Зрители увидят показательные выступления конной группы и учения артиллерийского расчета в исполнении мастеров реконструкции, неоднократно демонстрирующих свои навыки в городах России и Европы. Выступления будут сопровождаться комментариями специалистов и исторической военной музыкой.
Гвоздем программы станет имитация выстрела орудия русской армии эпохи начала XIX века. Обстановку тех героических лет, когда полки императора Александра I отразили нашествие Наполеона, воссоздадут победные марши; радость народного торжества передадут участники фольклорных коллективов.
Великих побед слишком много: работать будет некогда
Первые мнения против инициативы РПЦ. Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Кашин заявил в интервью "Эхо Москвы", что помнить о великих победах России важно, но делать каждую из них государственным праздником неправильно. "Если все исторические победы сделать праздничными днями, мы будем процентов тридцать дней не работать, а только праздновать", - сказал Кашин.
Отметим, что в России недавно появился похожий по своей сути праздник - "День народного единства", который иногда называют "день освобождения от польско-литовских и шведских оккупантов". В пояснительной записке к закону о новом празднике говорилось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".
Формулировка сразу вызвала недоумение в обществе - многие просто не поняли, что им предлагают отмечать, а многие поняли в "националистическом" и ура-патриотическом ключе. А некоторые историки высказывают мнение, что 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными событиями. Возникает путаница из-за способа датирования старых праздников в новом стиле.
Кстати, День народного единства — это воскрешенный государственный и религиозный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери (именно с этой иконой князь Пожарский вступил в Китай-город и поклялся построить храм в память этой победы).