Мало кто в России точно знает значение нового праздника - всего 8%, если верить опросу общественного мнения. Так же мало беспокоит большинство россиян и старый праздник: годовщина революции давно утратила политическое значение.
Для миллионов россиян, за исключением несгибаемых коммунистов, это был просто выходной между летним отпуском и Новым годом - возможность выпить и посмотреть по телевизору парад на Красной площади.
Хотя едва ли россияне расстроятся из-за того, что теперь у них другой праздник, учитывая близость этих дат, новый праздник отражает важную попытку обрести новое национальное самоопределение. Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета, специалист по России, говорит: "Новый праздник воспевает оборонительное поведение России по отношению к внешнему миру и изоляционизм".
Кроме того, существует риск, что этим праздником как поводом для выступлений воспользуются ультранационалистические партии, которые планируют провести ряд демонстраций против мигрантов и других этнических "оккупантов".
Официально 4 ноября знаменует окончание Смутного времени – периода хаоса в начале XVII века, когда московская знать, истощенная гражданскими конфликтами, признала царем польского королевича Владислава.
Смена власти породила вражду в большей части страны, и в конце 1612 года купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский возглавили ополчение, с помощью которого Москва была освобождена от поляков. В следующем году на царство был избран Михаил Романов, основатель династии, правившей в России до 1917 года.
Президент Владимир Путин часто сравнивал период правления Ельцина со Смутным временем, когда экономика была слабой, а национальное единство распалось.
"Борис Ельцин работал в эпоху революций. Я думаю, что революций для России достаточно. Сейчас должен наступить период стабилизации, нормализации жизни, укрепления государственных структур, укрепления гражданского общества и экономики", - заявил Путин в начале своего президентства.
"Новый праздник приравнивает смуту 1990-х к периоду Смутного времени и объявляет этот период ушедшим, - говорит Зорин. - Он обещает стабильность при новой династии, которая демонстрирует власть с помощью суда над самым могущественным из бояр предыдущего царя – Михаилом Ходорковским - и изгнания остальных".
За последний год, в особенности после "оранжевой революции" на Украине, идея национального единства перед лицом угрозы, якобы исходящей со стороны Запада, доминировала в российской политике.
Это не первый случай, когда победа над поляками 1612 года используется для возбуждения патриотических чувств.
Она использовалась в тех же целях в 1812 году во время войны России с Наполеоном. "В современной российской мифологии, - говорит Зорин, - центр мирового заговора против интересов России переместился из Парижа в Вашингтон, а роль неблагодарных братьев, готовых отречься от своей славянской принадлежности ради сетей западной цивилизации, досталась украинцам".
Последний раз миф о Минине и Пожарском в России возрождался во время празднования 300-летия династии Романовых в 1913 году.
Царь Николай II в то время наслаждался экономическим бумом, сопровождавшимся ростом национализма и антисемитизма. Стабильность ставилась превыше всего. Через четыре года разразилась большевистская революция.