В ходе беседу в Сухуме обсуждались различные пути урегулирования церковных разногласий. Хаджимба отметил, что при решении вопроса должно учитываться мнение общества.
"Мы ни в коем случае не должны допустить столкновения наших граждан на религиозной почве - это очень опасно и может заложить основы нестабильности на долгое время. Поэтому, как бы ни были трудны переговоры и встречи, их необходимо продолжать", - приводит РИА "Новости" слова руководителя Абхазии.
Хаджимба обратил внимание на один из вариантов урегулирования, предполагающий включение в состав "Абхазской православной церкви" "Священной митрополии Абхазии", и призвал главу последней иеромонаха Дорофея (Дбара) и его сторонников рассмотреть данный вариант.
Глава государства также отметил, что в соответствии с постановлением правительства республики от 28 декабря 2010 года монастырь святого апостола Симона Кананита и храмы, находящиеся на территории монастыря и города Новый Афон, переданы в безвозмездное бессрочное пользование "АПЦ". По его словам, данное решение "не может быть подвергнуто сомнению".
Что известно о православной церкви в Абхазии
В сентябре 2013 года в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с группой православных священнослужителей из Абхазии. Встреча была организована по их просьбе.
"В ходе собеседования с озабоченностью отмечались неудовлетворительность нынешней церковной ситуацией в республике и необходимость ее урегулирования в строгом соответствии со священными канонами Церкви", - говорилось в сообщения пресс-службы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Представители абхазского духовенства проинформировали тогда предстоятеля РПЦ о церковной ситуации в Абхазии и о негативных последствиях раскольнической деятельности запрещенных в священнослужении клириков, "в попрании канонов Церкви дерзающих совершать Божественную литургию и иные священнодействия в Новоафонском монастыре", говорится в сообщении.
Во встрече участвовали управляющий самопровозглашенной Абхазской православной церковью священник Виссарион Аплиа, члены ее церковного совета иеромонахи Игнатий (Киут), Василиск (Лейба) и другие.
Виссарион Аплиа ранее заявлял, что Церковь в Абхазии может твердо встать на ноги только при поддержке Московского патриархата, а президент Абхазии Александр Анкваб попросил Русскую церковь взять под свое попечение верующих республики и рукоположить абхазского епископа.
По его словам, кризисная ситуация в Церкви на территории Абхазии сложилась во время грузино-абхазского конфликта, когда "Грузинская православная церковь совершенно определенно поддержала военную агрессию". С тех пор верующие Абхазии и их духовные наставники - абхазские и русские священнослужители - вели церковную жизнь самостоятельно, отмечал Анкваб.
В свою очередь, в Московском патриархате считают, что решение вопроса о будущем церковной жизни в Абхазии должно быть принято на основе канонов (Русская церковь признает Абхазию в качестве канонической территории Грузинского патриархата), но одновременно и с учетом воли абхазского народа.
Как известно, в результате грузино-абхазской войны 1992 - 1993 годов священнослужители Грузинской церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский патриархат.
По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской православной церкви, однако в Москве неоднократно подчеркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской - и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна "митрополия" с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена "независимая Абхазская церковь". Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей "юрисдикции" не в Москве или Тбилиси, а у Константинопольского патриархата.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Вселенским патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной и абхазской делегации после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской православной церкви.
Ранее архиерей Русской православной церкви епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской церкви, где получили священный сан.