"Митрополит Волоколамский Иларион выразил убеждение в том, что решение проблемы может быть найдено только на основе строгого следования церковным канонам", - приводит информацию Службы коммуникации ОВЦС МП агентство "Интерфакс".
В свою очередь Александр Анкваб подчеркнул, что "духовные связи абхазского духовенства и православного народа Абхазии с Грузинской православной церковью давно утрачены и не могут быть восстановлены", сказано в сообщении.
Участники встречи договорились о дальнейших консультациях и встречах по этой проблеме в различном формате.
Напомним, что 12 марта Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Александр Анкваб обсудили в Москве вопросы духовных и культурных связей народов Абхазии и России.
Другие подробности прессе не сообщались.
Как отмечает "Интерфакс", в феврале президент Абхазии провел переговоры с представителями абхазского духовенства, которые добиваются создания в республике независимой Церкви, в то время как Грузинская православная церковь считает Абхазию своей канонической территорией.
За месяц до этого патриарх Кирилл на встрече с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II заявил, что совместными усилиями Русской и Грузинской православных церквей удастся содействовать "преодолению проблем в пастырской сфере, которые возникли на территории Абхазии", добавив, что состоявшийся диалог "может помочь двум церквам действовать с пастырской осмотрительностью во имя того, чтобы православие укреплялось и на этой земле".
Отметим, что летом прошлого года клирики из Совета самопровозглашенной "Священной митрополии Абхазии" архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской православной церковью, демонстративно разорвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии.
По словам абхазских священнослужителей, теперь они не имеют "никакого отношения к Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ". А к Грузинской церкви, по их словам, они и так не имели никакого отношения. "Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют", - заявляют они.
При этом и архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар) намерены продолжать "служить" литургию "по согласованию со многими церковными иерархами остального православного мира". "С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной церкви в Абхазии, то есть до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I как Первоиерарха всей Вселенской православной церкви", - говорится в сообщении.
Напомним, что в результате грузино-абхазской войны 1992 - 1993 годов священнослужители Грузинской церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской православной церкви, однако в Москве неоднократно подчеркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна "митрополия" с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена "независимая Абхазская церковь". Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей "юрисдикции" не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской православной церкви.
Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской церкви, где получили священный сан.