Перед визитом в Японию патриарх Кирилл рассказал о сращивании Церкви и государства, врагах, СМИ и папе
Патриархия.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии своего визита в Японию, который состоится 14-18 сентября, дал интервью японским СМИ в Москве, через которые, как это водится у российских политиков, обратился в первую очередь к гражданам России, касаясь наиболее злободневных вопросов, которые они поднимают в отношении Церкви.

В частности, патриарх назвал мифом утверждения о клерикализации российского общества и о сращивании Церкви и российского государства.

"Когда говорят о том, что Церковь в России очень тесно соединена с государством, то говорят неправду. Этого не существует", - утверждает патриарх. По его словам, Церковь лишь сотрудничает с властями в деле восстановления культурных памятников, воспитания молодежи, в области культуры, в социальной сфере. Но Церковь, как говорит предстоятель, не ставит своей целью влиять на политику государственных деятелей, разве что только с моральной, нравственной точки зрения.

"Мы несем определенные ценности нашему народу, в первую очередь нравственные ценности. И мы настаиваем на том, что в основе всякой политики должно быть нравственное начало. Политика без нравственного начала не приносит пользы тем, кто эту политику осуществляет, и тем, по отношению к которым эта политика осуществляется", - убежден Кирилл. Но такое "нравственное влияние" нельзя назвать влиянием политическим, передает слова патриарха агентство "Интерфакс".

"О Церкви рассказывают сказки наши недоброжелатели, причем сказки, которые усваиваются во всем мире, потому что штампы усваиваются очень просто", - заявил он.

Что касается разговоров о клерикализации российского общества, то "это миф, который не имеет под собой ни одного факта". По словам патриарха, Русская церковь за последние 20 лет была "достаточно успешна в своей миссии", поскольку начала с того, что "большинство людей вышли из атеизма, процент верующих был невысокий".

Согласно его данным, сегодня принимают крещение до 80% населения России, 65% заявляют о своей связи с Церковью, больше 40% посещают храм по крайней мере раз или два раза в год. Повысилось количество верующих, которые посещают храм каждую неделю, паства помолодела. "Речь идет не о клерикализации, а об усилении духовного влияния на жизнь нашего народа и общества. Так ведь это же наша задача. Мы обязаны это выполнять, и мы будем это делать", - добавил патриарх Кирилл.

Кроме того, Церковь намерена активнее вести себя на российском информационном поле, с которого не собирается уходить. На нем она будет вести работу по сохранению абсолютных критериев различия добра и зла, передает РИА "Новости".

"То, с чем мы сталкиваемся сегодня в информационном пространстве, разрушает понятие совести... Каждый живет по своему разумению. Нам кажется, что общество нежизнеспособно, если оно разрушает нравственную основу своего бытия. Поэтому мы не хотим уходить из информационного пространства и не уйдем. Хотя мы сознаем, что мы там в меньшинстве и мы слабая часть этого информационного пространства - у нас нет столько денег, сколько у тех, кто предлагает иной образ мыслей и жизни", - сказал патриарх.

Он не видит "более важной задачи сегодня", потому что, "если зло будет восприниматься как добро, то зло разрушит и человеческую личность, и человеческое общество, и человеческую цивилизацию".

По его словам, в современном постиндустриальном обществе главная опасность для человеческой личности - "в потере различения добра и зла". Это подготовлено общественным развитием в течение 200-300 лет, но именно XX век ознаменовался постмодерном, в котором каждый человек сам определяет, что хорошо, а что плохо, "нет объективного понятия добра - значит, нет объективного понятия, что есть нравственно".

Именно этот подход, считает патриарх, привел к тому, что традиционное отношение к семье разрушается, что развод сегодня считается чем-то нормальным, что пропагандируются гомосексуальные отношения, что "вообще понятие нравственной чистоты утрачено".

"Мы стоим перед трагедией разрушения нравственных основ существования общества... Если по своим убеждениям человек живет так, что ему все позволено, что он сам все определяет, что хорошо, а что плохо, то мы приходим к тому, что можно назвать атомизацией общества, - к очень высокому уровню отчуждения людей друг от друга. Нет общей платформы - нравственной платформы", - констатировал предстоятель РПЦ.

Патриарх в интервью японским СМИ вновь заявил о возможности встречи с папой римским "в какой-то момент", однако до этого Русская православная и Римско-Католическая церкви должны еще пройти некий путь, "чтобы эта встреча стала возможной".

По его словам, Русская православная и Римско-Католическая церкви имеют сегодня "очень много общего" в позициях, в том числе по беспокоящим современников вопросам. "В таких вопросах как семья, брак, рождение детей, биоэтика, защита христианских ценностей в Европе", - пояснил предстоятель РПЦ.

Он отметил, что христианство становится сейчас "гонимым меньшинством", вытесняется из общественной жизни стран Европы и других континентов.

"Мы вместе сегодня отстаиваем необходимость сохранения христианских ценностей в жизни современного европейского (и не только европейского) общества и в современной культуре. Поэтому у нас есть много общего, и это общее мы развиваем через диалог", - заключил патриарх Кирилл.

Визит патриарха в Японию

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Японию 14-18 сентября помолится с православными этой страны и встретится с представителями ее высшего руководства. Он надеется, что этот визит положительно отразится на взаимоотношениях двух стран и народов.

Визит приурочен к столетию кончины святого Николая Японского - русского миссионера, который основал в Японии Православную церковь.

"Это даст мне возможность помолиться вместе с японским православным народом, вспомнить замечательного человека, святого, который всю свою жизнь посвятил Японии, который отождествил себя с японским народом и принес ему православную веру. Это даст мне возможность посетить места, которые связаны с жизнью архиепископа Николая", - рассказал патриарх в интервью японским СМИ.

Его путешествие начнется с Хакодатэ, политического, экономического и культурного центра юга острова Хоккайдо. Кроме того, патриарх намеревается побывать в Сендае, на северо-востоке острова Хонсю, где в прошлом году "японский народ принял на себя удар водной стихии" и где несколько православных храмов было разрушено. Сендай является центром Восточно-Японской епархии.

"Я хотел бы выразить еще раз свою поддержку японскому народу, помолиться вместе с людьми, вспомнить о жертвах и поддержать тех, кто потерял своих родных и близких", - отметил Кирилл.

Патриарх напомнил, что, когда в Японии произошло разрушительное цунами, многие в России восприняли эту трагедии как свою собственную, и Русская церковь провела сбор средств в помощь пострадавшим (это 1,5 миллиона долларов).

В Японии запланированы встречи с представителями властей, в том числе с императором Акихито. Патриарх отметил, что в 2000 году его предшественник, Алексий II, встречался с императором Японии, "и эта встреча имела очень положительную реакцию во всем мире, особенно в России". Он назвал японского императора "замечательным человеком, который вносит такой большой вклад в установление дружественных отношений между народами".

Наряду с этим патриарх встретится с премьер-министром Есихико Нода, "которого мы знаем не только как выдающегося государственного деятеля, политика, но и как прекрасного спортсмена - он имеет высокий уровень в дзюдо".

В этой связи патриарх Кирилл рассказал, что некогда архиепископ Николай Японский благословил своего послушника Василия Ощепкова поступить в Институт дзюдо Кодокан, и тот стал первым неяпонцем, кто окончил обучение в этом мировом центре дзюдо и достиг очень больших высот в овладении им.

В России Ощепков основал самбо. 10 сентября во Владивостоке ему будет открыт памятник. В свое время патриарх Кирилл участвовал в написании книги об Ощепкове. Сейчас она вышла на японском языке, и он представит ее в Японии.

"Я верю в то, что нас ждет очень хорошая перспектива двусторонних отношений. Мы соседи, мы живем рядом, многим связаны. И одна из связей - это Православная церковь", - подчеркнул патриарх.

Патриарх много раз бывал в Японии до избрания на патриарший престол, впервые - в 1969 году, когда подготавливалась автономия Японской православной церкви. Он участвовал в переговорах по этому вопросу и в написании документа, который определил автономный статус Японской церкви.

Японская автономная православная церковь была основана русским миссионером, архимандритом (затем архиепископом) Николаем (Касаткиным), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Священного синода. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии, перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. В 1970 году святитель Николай был причислен к лику святых Русской церковью. В том же году Московский патриархат предоставил Японской православной церкви автономию.