У корпуса Пап и королей своя, особая история по сравнению со всеми остальными людьми. Их здоровье почти всегда становилось не только клиническим, но и политическим фактом. Очень часто болезни приходилось скрывать, а зачастую, исходя из государственных соображений, их требовалось полностью отрицать. От состояния здоровья Папы и короля зависело благополучие Церкви и государства, пишет Corriere della sera, (перевод на сайте Inopressa.ru).
Вместе с тем, некоторые понтифики страдали от болезней, считавшихся "щекотливыми". Классическим примером служит папа Борджиа, или Александр VI: совершенно очевидно, что он подцепил какую-то венерическую инфекцию. Многие понтифики страдали подагрой - болезнью, которая была свойственна обильно питавшимся людям: список их довольно длинный, от Сикста IV до Юлия II, от Климента VIII до Иннокентия XI.
Другой распространенной болезнью, поражавшей не только понтификов, но и целые конклавы, была малярия. Ею болели в эпоху Средневековья Григорий VII и Калист II, Иннокентий III и Григорий IX. Кардинал Фиески, будущий Иннокентий IV, который заболел ею на совете кардиналов в 1241 году. Не стоит забывать, что эта лихорадка была распространена еще несколько десятилетий назад даже в крупных городах.
Первым Папой, подвергшимся хирургическому вмешательству, стал Пий III: его оперировали 27 сентября 1503 года. Его врач Людовико Де Франциски из Сан Миниато сделал два глубоких надреза на правой ноге, чтобы удалить опухоль, возникшую из-за подагры. В 1572 году врачи пытались сделать Святому Пию V литотомию, то есть удалить камень, но, как пишут агиографы, понтифик отказался "по причине своей глубокой целомудренности", оказавшейся сильнее, чем боль.
Ни один Папа не перенес столько операций, как Кароль Войтыла. До него лишь Павел VI подвергся полному наркозу, когда его оперировали по поводу простаты 4 ноября 1967 года. Следует также отметить, что Иоанн Павел II больше, чем все остальные Папы, рассказывал о своем здоровье.
Пий IX в конце своего длительного понтификата страдал от эпилепсии. Поговаривают (вернее, об этом часто говорят светские журналисты, которым он был несимпатичен), что эта проблема у него возникла еще в молодости. И еще один случай: у его предшественника Григория XVI была опухоль на лице.
Но самым болезненным Папой в современную эпоху был Иннокентий XIII, правивший во второй половине XVIII века. Два года жестоких болей по причине хронической желчекаменной болезни сделали его классическим примером, на который ссылаются знатоки канонического права при обсуждении вопроса об отказе от понтификата больным Папой. Свидетельства португальского историка Де Новаеса рассказывают о его деятельности и его проблемах: "У него не было времени отметиться успешными деяниями, потому что болезни, которыми он страдал, не позволили ему сделать то, что он намеревался". И еще: "Он был очень толстым и не захотел, чтобы после смерти его слуги у него появился новый камердинер, который помогал бы ему скрывать некие деликатные проблемы. По причине чрезмерного веса у него началась водянка и внутреннее воспаление и, как следствие, сильный жар".
У Пия XII была гастральная диафрагмальная грыжа, из-за которой он постоянно икал. Практически каждый понтифик страдал теми или иными болезнями, что неудивительно, принимая во внимание их преклонный возраст. Конечно же, многие методы лечения вызывают улыбку. Так, например, у Юлия II был артроз и подагра, и он пытался облегчить свое состояние при помощи смеси молока и червей. Не приходится сомневаться, что больше повезло другому Папе, Павлу IV, который для лечения жестоких приступов катара применял пармиджано в пантагрюэлевских количествах.
Известно, что Климент VIII перенес кровоизлияние в мозг и обвязывал голову внутренностями кастрированного барана, поверив лекаришке, который убедил его в чудодейственных свойствах этого дурнопахнущего средства. Многие другие понтифики прибегали к советам астрологов, принимали ночные ванны и использовали другие методы лечения, которые сегодня кажутся смешными. Безусловно, Иоанн Павел II доверяет свое тело более умелым рукам в госпитале "Джемелли".
В любом случае Папа Войтыла - человек, который не сдается, и уже давно он принял следующее решение: "Христос хотел, чтобы я стал его наместником на Земле. Силы для продолжения моей миссии - не моя проблема, все зависит от Него, кто по таинственным замыслам призвал меня быть рабом рабов Божиих".