Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин: "Мне хочется пожелать нашим детям и юношеству быть духовно самостоятельными, быть стойкими перед лицом оболванивания". Ребенок сегодня оказывается перед лицом агрессивного, сложного и не детского мира. Можно по-разному относиться к установленной Михаилом Шемякиным в центре Москвы скульптуре, где дети остаются лицом к лицу со многими пороками, которые пропагандирует и лелеет современное общество, но факт остается фактом: дети сегодня остаются беззащитными. Они беззащитны перед рекламой, которая воздействует на детскую душу, перед модными журналами, телепередачами и другими СМИ, приобщающими их к порокам, приучающими покупать товары, не соотнося их цены со своим материальным положением. Иногда детей приучают и к наркотикам, как еще недавно в массовом порядке приучали к пиву.
Мне хочется пожелать нашим детям и юношеству быть духовно самостоятельными, быть стойкими перед лицом оболванивания, которое им угрожает через рекламу и другие виды массовой культуры. Нужно жить с Богом и жить своим умом, не поддаваясь манипуляциям и моде.
Конечно же, в этой сфере у нас есть и другие проблемы, например, насилие в семье, особенно там, где родители потеряли человеческий облик из-за пьянства, нищеты и бескультурья. Почему сейчас у нас появляется так много радикальных группировок? Прежде всего потому, что в малых российских городах молодому человеку негде построить свою жизнь. Работы нет, хорошей учебы нет, все теплые места в местной экономике уже заняты. Остается либо уезжать – в лучшем случае в Москву, в худшем случае в Америку, – либо спиваться и "скалываться", либо вступать в экстремистские организации. Это очень печальный выбор. Страна и общество должны сделать все для того, чтобы молодые люди могли ощутить собственную полезность, имели возможность реализовать себя - как в материальном плане, так и в плане обретения смысла бытия.
Человек должен знать, прежде всего, свою религиозную традицию, и, как правило, современный, даже юный житель России, уже такую традицию имеет. Разговоры о том, что все люди - атеисты, были актуальны пятнадцать лет назад. Сегодня в семьях уже растут дети, которые ощущают себя православными людьми. Поэтому, прежде всего, человек должен иметь возможность быть самим собой, тем более, что люди к этому стремятся.
У нас сейчас в каждом приходе основное количество прихожан составляют не старушки, а молодые семьи с детьми. Я совершенно уверен, что эти дети хотят изучать православие в школе. Но они не имеют такой возможности, потому что у Церкви были отняты десятки тысяч школ, сейчас же нам предлагают ютиться в воскресных школах, где есть два-три класса на несколько тысяч детей. Изучая на добровольной основе собственную религиозную традицию, дети, конечно, должны получать знание и о других традициях. Это может происходить в рамках курса истории или культурологи. Знать, по крайней мере, об основных религиозных традициях, присутствующих в России, конечно же, надо.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: "Каждый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на религиозное образование". Законодательство должно защищать детей от некоторых видов рекламы, которая может вводить их в соблазн, может негативно сказываться на здоровье и психике ребенка. На мой взгляд, ныне действующее российское законодательство с этой задачей справляется.
Право на религиозное образование является неотъемлемой частью права родителей на воспитание ребенка. Каждый ребенок должен иметь возможность реализовать это свое право на религиозное образование. При этом оно должно быть хорошим, таким, которое дает адекватное представление о поликонфессиональном мире.
Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: "Очень многие протестантские бизнесмены готовы вкладывать деньги в развитие детских семейных домов". В каждой эпохе есть свои проблемные точки - как для старшего поколения, так и для детей. В данном случае это современные технологические, информационные вызовы, которые несут определенную угрозу для человеческой души. И самыми незащищенными в этом мире, как известно, являются дети. Мир движется по некой спирали и каждый ее виток - это совершенно новые условия жизни, новый быт, новые возможности. К сожалению, эти возможности бывают не только позитивными, они часто негативно влияют на неокрепшие детские души. Речь не только о России - сегодня сходные проблемы переживает весь мир.
В любой эпохе дети, которые являются будущим страны, должны быть защищены родителями, обществом, государством. Абсолютно уверен, что те усилия, которые предпринимает президент Российской Федерации – я имею сейчас в виду Послание, которое он зачитал Федеральному собранию, – заслуживают нашего внимания и уважения. Наконец-то государство повернулось лицом к крайне злободневным проблемам общества: демографии, старости, смертности, заботы о детях – все это взаимосвязанные вещи. Очень важно, чтобы сказанное нашим президентом было реализовано, особенно в части, касающейся защиты детства. Детские болезни, аборты являются одной из самых больших угроз, которые стоят перед Россией. Эту проблему мы можем решить только сообща.
Дети – это очень важная часть моей личной жизни, я – многодетный отец, у меня шестеро детей, трое внуков. Да и сам я родился в многодетной семье, нас было семь братьев и три сестры. То, что всю жизнь меня окружают братья и сестры, дети и внуки, я считаю большим благословением. Сегодня очень многие протестантские бизнесмены готовы вкладывать деньги в развитие детских семейных домов. Верующие, люди, ведущие нравственную жизнь, должны брать детей для воспитания с улицы, из детских домов, и наши бизнесмены готовы давать на это гранты.
Образование детей ни в коем случае не должно строиться на узкой привязанности к своей конфессии: нужно воспитывать широкий взгляд на мир, иначе мы вырастим ограниченных и нетерпимых людей. Школа, училища, вузы должны давать знание о всех мировых религиях и основных конфессиях, представленных в России. Знание же своей традиции могут воспитывать сами конфессии, вводя факультативные предметы. Но это нужно делать таким образом, чтобы в этих конфессиональных программах не было вызова и соперничества с другими учениками. Иначе это будет прямым нарушением Конституции и законов.
Я думаю, если церковь, мечеть, синагога популярны среди свих прихожан, то там обязательно организуются детские школы и это будет свидетельствовать о том, что народ сам принимает эту веру, эту конфессию, что ему не навязываются определенные конфессиональные правила вопреки его воле. У человека всегда должен быть выбор.
Руководитель аппарата Совета муфтиев России Саубянов Харис Ахмедович: "Если мы сейчас не обратим внимание на проблему воспитания детей, то дальнейшие перспективы нашего общества будут малоутешительными".
Хотя Международный День защиты детей существует давно, степень защищенности детей во всем мире остается проблемой из проблем. Дети так и остаются самой незащищенной категорией населения, в том числе и в России. У нас, к сожалению, есть неблагополучные семьи, есть беспризорные дети, но сейчас, слава Богу, общество и президент обратили свои взоры в сторону социальной защиты населения. Вышел закон о частичном ограничении рекламы, хотя раньше то же пиво рекламировалось с утра до вечера.
Актуальной остается проблема о привлечении детей в школу, пусть оно в какой-то степени будет насильственным. Ведь многие родители, которые обязаны защищать, воспитывать своих детей, давать им образование, готовя к полноценной общественной жизни, свои функции не выполняют. Поэтому общество и государство должны взять на себя, может быть, не совсем популярную миссию регулирования воспитания детей. И одним из воспитательных моментов, безусловно, является образование. Речь не только о тех беспризорных, которые давно забыли, что такое дом. Есть ведь и частично беспризорные, которые день-два дома, потом неделю где–то бегают.
Мы словно забываем, что поколение нынешних детей скоро вырастет и станет определять жизнь в государстве, оно в свою очередь будет воспитывать новое поколение. И если мы сейчас не обратим внимание на проблему воспитания, то дальнейшие перспективы нашего общества будут малоутешительными.
Если говорить о религиозном образовании, то у меня по этому поводу, как у гражданина и как религиозного деятеля, существуют две совершенно различные концепции. Как гражданин я стою на том, что каждый из наших соотечественников, невзирая на его религиозные взгляды, должен знать чужие религиозные традиции, что не исключает изучение своей религии. Человек, находясь среди других людей, должен учитывать, каких взглядов придерживаются его сослуживцы или соседи, какие у них верования, ритуалы, обычаи. Это поможет обществу избежать религиозной дискриминации и оскорблений чувств верующих. Мы должны учитывать все эти моменты, тонко их чувствовать и обязательно знакомить наших детей со всей широкой палитрой российской религиозной жизни.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган: дети должны войти в мир с чувством, что они не сироты сегодня же, большинство из них чувствует, что до них никому нет дела.
Мы не ценим самое дорогое, что есть у нас: солнце, время, данное нам Богом, и детей. Дети, которые вскоре станут нашим будущим, оказываются в обществе самыми незащищенными – ребенка может обидеть любой. Если у стариков есть самые различные социальные программы – и государственные, и конфессиональные и этнические, – то о детях заботится только мать. Но сколько у нас неблагополучных семей, когда мать и себя-то прокормить не может!
Мы сегодня просто-таки обязаны обратить внимание на наших детей. Нужны бесплатные детские лагеря, и не только летние, но и зимние. И они должны быть не хуже платных. Детские дома должны быть лучше, чем пятизвездочные отели. Все самое лучшее должно принадлежать детям. Заботу о них обязаны взять на себя не только государственные и общественные, но и религиозные организации. Мы должны в первую очередь позаботиться об образовании и отдыхе всех российских детей. Они должны ощущать равенство, должны войти в мир с чувством, что они не сироты. Сегодня же большинство из них чувствует, что до них никому нет дела.
Нужно воспитывать и учить своих детей таким образом, чтобы у них был широкий взгляд на мир, они обязательно должны обладать правом выбора. Получив свое традиционное религиозное и этническое образование при синагогах, мечетях, церквях, будущие граждане многонациональной страны обязаны хорошо знать основы других культур и религий. Государство должно говорить им о том, что нас всех объединяет – страна, экология, забота о благе человека и т.д. Только получив правильное понимание предметов, общих для всех людей, они могут узнать и о различиях.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: дети должны получать религиозное образование, но это надо делать в духовных организациях.
Дети – наше будущее, забота о них сейчас должна стать для общества и государства главным социальным вопросом. Наряду с проблемами семьи, воспитания, образования, необходимо решить и бытовые вопросы, которые влияют на формирование личности. Государство должно поощрять образовательные учреждения, выявлять и способствовать получению необходимого образования одаренными детьми, проявлять заботу о семье, иначе у нас не будет нормального будущего.
Конечно, дети должны получать религиозное образование, но это надо делать в духовных организациях, потому что в обычной школе суть той или иной религиозной традиции может искажаться. В школе совсем другое сознание, там слишком много всяких соблазнов, чтобы правильно понять суть духовных предметов. Вместе со своей религией нужно изучать основы других духовных традиций. Но чтобы понять суть других религий, нужно хорошо знать свою традицию и относиться к ней с благоговением.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: совершенно очевидно, что у нас не прилагается достаточных усилий, чтобы защитить детей от дурного влияния мира взрослых.
В наше время едва ли кто-то может чувствовать себя защищенным. Это особенно касается детей, которые как никто другой подвержены внешнему влиянию. Интернет, телевидение с их пропагандой насилия и секса, оставляют сильный отпечаток в сознании детей. Они, в конце концов, вселяют в их сердце определенные ценности, которые, став образцом для подражания, со временем очень дурно отразятся на их будущей жизни. Ученые доказали, что если ребенок проводит какое-то количество часов перед экраном, то это вызывает в его организме необратимые изменения. Речь идет, казалось бы, о такой невинной вещи, как телевизор, по которому дети смотрят мультфильмы. Совершенно очевидно, что у нас не прилагается достаточных усилий, чтобы защитить детей от дурного влияния мира взрослых. Да и сколько бы мы не делали в этой сфере, всегда этих усилий будет недостаточно, потому что внешние соблазны слишком велики.
Само собой разумеется, что наши дети требуют социальной защиты, многие из них недоедают, не имеет крова над головой - я уже не говорю о том, что они не получают образования, их школой становится улица с ее разрушительным влиянием на психику и физическое здоровье. День защиты детей должен стать также днем борьбы с абортами, которые являются ни чем иным, как узаконенным убийством еще не рожденных детей. В ведическом обществе, в древних традициях которого коренятся религия и культура, которым мы следуем, к категории людей, нуждающихся в первостепенной защите общества и государства, вместе с женщинами, стариками и священнослужителями принадлежали и дети.
Что касается образования, то в современном мире, когда глобализация становится реальным фактом нашей жизни, человек должен иметь представление о многообразии религий, должен учиться уважать религиозные верования других людей. Изучение чужих культур и религий не исключает возможности получения конфессионального образования в соответствии со своей традицией. С другой стороны, очевидно, что человек, будучи свободным, религиозный выбор должен делать сам. Поэтому образовательные программы, обучающие детей своей культурной и религиозной традиции - что в первую очередь должно стать заботой родителей, - должны содержать предметы, воспитывающие уважение к другим духовным традициям.