Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским представителям пяти мировых религий с просьбой рассказать о главном празднике их духовной традиции, а заодно разъяснить россиянам разницу между праздником мирским и праздником духовным.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: главный элемент церковного праздника – не трапеза, не телевизионное шоу, не открытки, яйца, куличи и народные гуляния, а молитва, общение с живым Богом
Смысл праздника Пасхи очень простой. Крестная жертва и воскресение Господа Иисуса Христа являются основанием для нашего спасения. Без них достижение человеком вечной жизни было бы невозможным. И только от принятия этой жертвы, от веры в Христа Распятого и Воскресшего, зависит каждый день человека и его вечная жизнь.
Конечно же, религиозные и светские праздники отличаются между собой. Пасха возникла раньше 1 мая, и я думаю, что она проживет гораздо дольше, чем день солидарности трудящихся и все идеологии, которые пытались подменить собой христианство. Вряд ли кто-то через пятьсот лет, если Господь еще даст миру жить в течение столько длительного времени, вспомнит об идеологиях коммунизма или секулярного гуманизма, которые являются мелкими историческими эпизодами.
Главный элемент церковного праздника – это богослужение. Не трапеза, не телевизионное шоу, не открытки, яйца, куличи и народные гуляния, а молитва, общение с живым Богом, который и есть самое главное в жизни человека. Бог важнее, чем семья, важнее, чем общество, во много раз важнее, чем деньги, власть и попытка меряться друг с другом вещами, возможностями и положением в обществе.
Генеральный викарий католической архиепархии Божьей Матери в Москве Андрей Стецкевич: празднование Пасхи не просто воспоминание о происходившем две тысяч лет назад. Все должно происходить здесь и сейчас
Пасха – это центр всей христианской жизни. Святой пророк говорит, что если бы Христос не воскрес, то вера не имела бы смысла. Пасха – это переход вместе Иисусом Христом через смерть в совершенную, вечную жизнь. Празднование этого события не просто воспоминание о происходившем две тысяч лет назад. Все должно происходить здесь и сейчас. Каждый христианин принимает участие в этих исторических событиях. Воскресение Христа является даром каждому человеку, жизнь которого связана с грехами, слабостью, неспособностью соблюдать Божьи заповеди, что и ведет нас к смерти. Поэтому необходимо было распятие Иисуса Христа, который победил смерть.
К сожалению, многие люди не понимают, что такое праздник. Праздновать – значит радоваться, принимать конкретное участие в том или ином событии. Но праздник многие понимают просто как отдых, который является лишь какой-то его частью. И если религия нам дает нам возможность принять участие в духовном событии, то мы, готовясь к нему, пытаемся понять его суть, понять свое место в нем и свое отношение к Богу. Каждое воскресение, приходя в храм, мы встречаемся с Богом, и у нас появляется возможность благодарить Его за свою жизнь и за жизнь другого человека.
Конечно же, светские праздники также дают человеку радость, возможность встречи, общения одного человека с другим. Но в случае духовного праздника речь идет о встрече человека с Богом.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: нужно избавиться от русской привычки отмечать всякое событие с водкой. Отличие религиозного праздника от светского заключается в том, что он существует для духа, для души. Для плоти, для эмоций в календаре есть мирские даты
Пасха, как написано в Слове Божьем – это, прежде всего, Христос. А Христос – это жизнь. Воскресенье является не просто символикой этого главного для христиан праздника, а реальность, которая нас ожидает и в земной жизни, и за ее пределами. Если мы уверовали в Иисуса Христа, то мы уже воскресли в нашей земной жизни и ожидаем, чаем воскресения мертвых. Поэтому Пасха – это всегда надежда, которая пребывает вечно. Таково религиозное наполнение этого праздника.
Что касается его светских аспектов, то Пасха несет людям радость, она ни в коем случае не должна превращаться в кладбищенское мероприятие. Часто россияне, путая жизнь со смертью, на Пасху идут на кладбище. Я очень благодарен Святейшему Патриарху и священноначалию Русской православной церкви, сделавшим перед нынешним праздником очень важное заявление, в котором напомнили верующим, чтобы они приходили в храмы, а не на кладбища. Важно вспоминать ушедших родных и близких, но для этого существуют другие дни.
И, конечно же, нужно избавиться от русской привычки отмечать всякое событие с водкой. Отличие религиозного праздника от светского заключается в том, что он существует для духа, для души. Для плоти, для эмоций в календаре есть мирские даты. Но в Пасху дух наш соединяется с Творцом, Дарителем жизни, и если человек в эти дни напивается, то он оскорбляет святыню, оскорбляет Господа. Потому что христианин переживает в Пасху те же страдания, те мучение, которые испытал Христос, и радуется той радостью, которое Он и Его ученики пережили после светлого Воскресения.
Поэтому для евангельских верующих, Пасха и в светской, и в церковной жизни – это, прежде всего, радость. Когда христиане разговляются, то они едят сладкую творожную массу, что символизирует сладостную, радостную вечную жизнь во Христе. И чем быстрей российские люди уверуют в вечность, в Христа, тем быстрее жизнь станет другой, тем больше будет уверенности и надежды.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: в свои религиозные праздники мы вкладываем духовное начало, однако к ним причастны и люди, которые, например, не соблюдают все пять столпов ислама
У мусульман два основных праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Первый, по лунному календарю, отмечали в октябре. Он знаменует собой окончание поста месяца рамадана, когда мусульмане от восхода и до заката постятся, проводят все свободное время за чтением Корана, чаще, чем обычно, посещают мечеть. Последние десять дней рамадана рекомендуется проводить в самой мечети. Ураза-байрам связан с определенными историческими событиями, когда Пророку Мухаммеду было дано специальное знамение.
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, пришелся в этом году на январь, он связан с тем, что Ибрахим, дабы доказать свою преданность воле Всевышнего, готов был занести нож над своим сыном Исмаилом. Но когда он уже готовился принести в жертву сына, на месте ребенка чудесным образом оказался агнец. С этого времени существует традиция принесения в жертву барашка, которая знаменует один из актов верности предписаниям, которые даны Всевышним.
В свои религиозные праздники мы вкладываем духовное начало, однако к ним причастны и люди, которые, например, не соблюдают все пять столпов ислама и не являются верующими в полном понимании этого слова. И таких очень много. Потому что в условиях мегаполиса верующему мусульманину трудно совершать пятикратный намаз. Это очень трудно делать, если человек, например, находится на работе. Хотя сейчас все больше и больше создается таких мест, где мусульманам такие возможности предоставляются.
Важное место в нашем календаре занимает день рождения Пророка, мы его отмечали в середине апреля. К этому празднику фонд "Надежда" провел целый ряд культурных мероприятий – фильмов, лекций, – которые знакомили с жизнью порока Мухаммеда не только мусульманскую аудиторию.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган: не существует четкой границы между религиозными и нерелигиозными праздниками и поэтому не надо их разделять. Ведь каждый праздник несет счастье человеку, всем его близким, всему окружающему миру
Праздник Песах или Пасха является главным у иудеев, потому что это день рождения еврейского народа. Но еще более важно, что Песах каждый раз напоминает нам, что не только твой народ, но и ты лично вышел из египетского рабства. Каждый во время Песаха говорит: "Я – свободен! У меня есть право выбора! Господь Своей рукой вывел меня тогда из Египта и сейчас дает силы, защиту, дает право выбора". Вот это наиболее важный аспект праздника еврейской Пасхи. И когда мы едим мацу, хлеб нашей бедности – это единственное, что необходимо в этот день сделать, – мы должны помнить, что это одновременно и хлеб свободы.
Та вера в себя, которую мы обретаем, одновременно должна быть верой во Всевышнего. Важно понимать, что не кто-то нас вывел из рабства, а ты сам решился на исход вместе с Богом. Это настроение должно пронизывать весь праздник, смысл которого в том, чтобы освободиться самому и помочь стать свободным другому, исправить себя и мир, для чего и рождается человек. Поэтому в этот день мы говорим, что каждый может прийти и разделить с нами нашу трапезу.
Я думаю, что в мире не существует четкой границы между религиозными и нерелигиозными праздниками и поэтому не надо их разделять. Ведь каждый праздник несет счастье человеку, всем его близким, всему окружающему миру. Праздник может случиться каждый день. Например, когда человек берется за любимое дело – это праздник. Когда нас будет переполнять праздник, то тогда рука одного юноши не поднимется, что бы убить другого юношу.
Впрочем, конечно, религиозные и светские праздники отличаются друг от друга. Господни праздники рождены еще до человека. Ведь первый праздник Пасха, как говорит Тора, был праздником урожая ячменя. Он знаменовал собой спасение от голодной смерти. Второй – Шавуот, дословно "недели", или Пятидесятница по-русски. Это праздник урожая пшеницы. Собрав его, человек должен накормить всех, в том числе и домашних животных. Третий праздник, который будет осенью, называется шалаши или сукот. Связан он с урожаем овощей и фруктов, которые также нужно разделит между всеми. То есть, праздник, который всех объединяет, и есть религиозным.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: главное во всяком религиозном празднике – сохранить чистоту своих помыслов
Религиозным праздникам, в отличие от мирских, прежде всего, свойственно умиротворение, чистота помыслов, благочестие. Всякая религиозная традиция также призывает своих последователей к состраданию, к смирению тела, речи и ума, которого помогает достичь пост.
У буддистов одним из главных праздников является Новый год, или, как мы его называем, Белый месяц. Отмечают его по лунному календарю в один из дней февраля. В храмах проводится очистительный молебен, мы просим в новом году благополучия, здоровья, счастья, богатого урожая. Но главное – сохранить чистоту своих помыслов. Верующие в этот день ходят друг к другу в гости с подарками.
Летом, в июне-июле, мы празднуем день рождения Будды. Во время торжеств зачитываются тексты, связанные с различными чудесами, которыми были освящены деяния Будды. В времена, когда он жил, не только не было войн, но люди не убивали даже животных, поскольку, следуя его наставлениям, были вегетарианцами. Сейчас все по-другому, но в дни подобных праздников мы должны очищаться, приобщаться к благородным божественным истинам.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: Самым большим достоянием, которое есть у нас, является время. Праздники – это способ задействовать время – могущественную энергию Бога, – в служении Ему
В соответствии с древней традицией вайшнавов, все то, что нас окружает, должно быть задействовано в служении Богу. Самым большим достоянием, которое есть у нас, является время. Праздники – это способ задействовать время – могущественную энергию Бога, – в служении Ему. Обычно время заставляет человека забыть о Боге, погружая его в ежедневную суету и навязывая сиюминутные приоритеты. Но то же самое время в своих больших и малых циклах неминуемо приводит нас к очередной праздничной дате, так или иначе связанной с Богом, тем самым напоминая нам о Его существовании и возвращая к Нему наши мысли.
Служение Богу, в соответствии с нашей традицией, это, прежде всего, память о Нем. Бог не нуждается ни в чем материальном. У Него и так все есть. Единственное, чего у Бога нет, так это нашего сердца, с благодарностью памятующего о Нем.
Соответственно, всякий религиозный праздник отличается от праздника мирского. Мирские празднества – это способ расслабиться, рассеять свое сознание, развлечься. В каком-то смысле, это всегда уступка нашей телесной природе. Но духовный праздник – это всегда праздник торжества духа над материей, праздник нашей причастности к духовной природе, когда мы не развлекаемся, не отвлекаем свое сознание от Бога, но вовлекаем себя в памятование о Всевышнем.
В нашей традиции огромное количество праздников, но два из них – самые главные. Это Джанмаштами – день явления Кришны, который по лунному календарю выпадает на середину-конец августа или начало сентября. Второй – день явления Шри Чайтаньи, основателя нашей традиции в пределах вайшнавизма. Празднование прихода Шри Чайтаньи отмечается в марте.
Как я уже сказал, духовный праздник – это праздник торжества духовной природы человека. (День явления Кришны так и называется - Джаянти, "День победы"). Поэтому в праздничные дни верующие по традиции постятся и стараются воздерживаться от отвлекающих нас от Бога удовольствий, чтобы максимально сосредоточить свое сознание на Господе. Пост в праздники важен не сам по себе. Это способ свести к минимуму наши материальные потребности, чтобы высвободить больше времени для духовной деятельности. Но это не мешает нам веселиться в эти дни. В конце концов, чем ближе к Богу человек, тем он счастливее – а праздник, это день, когда мы становимся ближе к Богу.
День явления Кришны в Индии, а теперь уже и по всему миру, празднуется очень весело. Главные торжества проходят в полночь, время, в которое более пяти тысяч лет назад родился Кришна. В предвкушении этих торжеств люди постятся, поют, слушают рассказы и смотрят театральные представления, связанные с явлением Кришны. А в полночь в сердце человека, который как следует подготовил себя к этому, происходит чудо: Сам Бог нисходит в Него, уничтожая порок и зло.