Архиерейский собор лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию, а также запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу. Собор также призвал Диомида к покаянию и постановил, что в случае этого раскаяния решение об извержении из сана не вступит в силу. Епископ Диомид направил жалобу на это решение в церковный суд.
"Никаких документов, связанных с его апелляцией, мы не получали, слышим об этом только из СМИ", - сказал Вигилянский. Но если такая апелляция и будет, то она, по словам представителя Патриархии, будет выглядеть странно.
"Архиерейский Собор поручил Священному Синоду суд над епископом Диомидом. То есть в данном случае Священный Синод является высшей инстанцией церковного суда. Он вызван на заседание Священного Синода - вот и апеллируй там", - сказал Вигилянский.
По его словам, церковный суд должен отказать в принятии жалобы или переслать ее в Священный Синод, который по поручению Архиерейского Собора занимается этим делом.
Собеседник агентства напомнил, что епископ Диомид вначале был вызван на Архиерейский Собор, куда не приехал. По его мнению, оправдания епископа Диомида тем, что он был болен, также вызывают сомнения.
"В дни работы Архиерейского Собора болезнь не помешала ему в совершении службы в Анадыре. Причем уже в момент, когда он был отстранен от управления епархией и запрещен в священнослужении", - сказал Вигилянский.
Он подчеркнул, что такое неподчинение решению Священного Синода - "грубейшее нарушение". "Если бы какой-нибудь запрещенный в служении клирик его епархии, когда епископ Диомид еще управлял ею, провел бы службу, - епископ Диомид немедленно снял бы с него сан", - уверен представитель РПЦ.
По его словам, епископ Диомид, заявляющий, что борется "за чистоту православия", совершил уже много действий, попирающих каноны и церковные правила. А это "говорит о том, что есть какие-то другие цели в его деятельности, кроме заботы о Церкви", считает Вигилянский.
Отвечая на вопрос о прецедентах, аналогичных делу епископа Диомида в недавней истории РПЦ, Вигилянский отметил, что "это, конечно, не первый случай церковного суда". Достаточно вспомнить 90-е годы прошлого столетия - Глеба Якунина или Валентина Русанцова, возглавившего так называемую Русскую православную автономную церковь (Суздальский раскол). В 1992 году одним из наиболее ярких примеров церковного суда стало дело митрополита Киевского Филарета (Денисенко), который за раскольническую деятельность и непослушание Архиерейскому Собору был сначала запрещен в служении, затем лишен сана и отлучен от Церкви. В настоящее время он возглавляет раскольническую Церковь на Украине.
На вопрос, не создаст ли вокруг себя раскольническую структуру и епископ Диомид, глава пресс-службы Патриархии ответил, что если и создаст, то "это будет очень маргинальная и немногочисленная группа".