"Сегодня после перерыва мы намерены рассмотреть вопрос владыки Диомида", - сообщил на брифинге в храме Христа Спасителя архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Он рассказал, что накануне одна из рабочих групп Собора выслушала богословское заключение по обращениям и письмам чукотского епископа, представленное митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Текст заключения будет опубликован после окончания Собора, сообщает "Интерфакс".
Участники "единодушно высказали осуждение действий епископа Диомида", сообщил накануне секретарь рабочей группы епископ Егорьевский Марк.
После этого в ряде СМИ прошла информация со ссылкой на неназванный источник в Патриархии, что рабочая группа Архиерейского собора РПЦ рекомендовала лишить епископа Диомида сана за действия, идущие вразрез с волей священноначалия и сеют смуту среди верующих.
"Вопрос Диомида" обсуждается в его отсутствие. Сам епископ на Соборе не появился, сославшись на недомогание.
Однако Московский патриархат не удовлетворили объяснения епископа причин его неявки, которые он на днях озвучил через СМИ.
"Причина, которой владыка Диомид объяснил свою неявку, не представляется уважительной", - заявил журналистам накануне председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
По его словам, епископ Диомид сказал, что он недомогает, но "факты, которые он представил, не являются свидетельствами реальной болезни".
Епископ Чукотский Диомид в течение последних полутора лет неоднократно выступал с разного рода обращениями, в которых призывал к самоизоляции Русской православной церкви - отказу от ее диалога с властями, представителями других религий и конфессий, а также к отказу от активной миссионерской деятельности среди молодежи.
В первый день работы Собора сторонники владыки организовали пикет перед храмом Христа Спасителя, а затем устроили драку с группой представителей движения "Наши", поддерживающей патриарха Алексия II.
Биографическая справка
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (в миру Сергей Иванович Дзюбан) родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего. Окончил Харьковский институт радиоэлектроники (1983 г.), Московскую духовную семинарию (1989 г.), Московскую духовную академию (1993 г.). 3 июля 1987 года был пострижен в монашество и принял имя Диомида. 18 июля того же года был рукоположен в иеродиаконы, 1 сентября 1991 года - в иеромонахи. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года - в сан архимандрита .10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского и встал во главе созданной в июле 2000 года решением Священного Синода РПЦ епархии на Чукотке.
В начале февраля 2007 года СМИ распространили обращение "Ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви", подписанное Диомидом. В обращении руководство Русской православной церкви обвинялось в "отступлениях от чистоты православного вероучения": "Постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма, стремящееся вопреки словам Священного Писания, церковных канонов и правил, святоотеческого учения объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, "духовно" их примирить. В рамках этого движения совершаются совместные молитвы с еретиками, еретики присутствуют на православном богослужении".
В том же обращении руководство Московской Патриархии упрекалось в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям". Автор послания также критиковал руководство Русской православной церкви за "призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года".
Кроме того, по мнению автора документа, проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам "большой восьмерки" является признанием их власти, а сама "большая восьмерка" является "органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, то есть антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно".
В послании выражалось несогласие с мыслью о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма: "Мы не можем иметь единые нравственные ценности с современными иудаизмом и его моральным кодексом талмуда по которому все люди кроме евреев - "гои". Мы так же не можем иметь единые нравственные ценности с мусульманством, допускающим, например, многоженство. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с католицизмом и его моралью ордена иезуитов".
В обращении также выражалась озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому" - то есть тем фактом, что церковная жизнь регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре-пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения заслужил и факт "оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога".
Под обращением, помимо подписи Диомида, стояли подписи игумена Илии (Емпулева), иерея Сергия (Бахарева), иерея Евгения (Пилипенка) и монаха Гавриила (Ларионова), сообщает РИА "Новости".