archnadzor.ru
Ночь с 18 на 19 июня активисты общественного движения "Архнадзор" назвали "ночью длинных ковшей". В Москве были снесены два исторических здания: флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, где город ведет реконструкцию музыкального театра "Геликон-опера", и дом Феоктистова на Большой Ордынке - этот проект реализуется частным инвестором. Защитники старой Москвы назвали это ударом по "градостроительной революции" мэра Сергея Собянина, пишет BFM.ru.

Напомним, что в мае Сергей Собянин объявил мораторий на реализацию инвестпроектов в центре Москвы для проведения их ревизии. Поводом послужила разборка компанией Capital Group фасада дома Кольбе в Замоскворечье. После этого Москомнаследие заявило, что все выданные ранее разрешения и согласования на полную или частичную разборку зданий, расположенных в охранных зонах или в зонах строгого регулирования застройки, аннулируются и вынуждены будут пройти повторную процедуру согласования.

- Москомнаследия: "приговорены" еще около пяти зданий

- Скандал в "подмосковном Версале": музей-усадьбу "Архангельское" могут урезать в 10 раз и застроить коттеджами

В ревизионном списке оказались все скандальные объекты - в их числе стадион "Динамо", универмаг "Детский мир", усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

Защитники исторического облика Москвы позицию мэра одобрили. Его градостроительную политику даже назвали "градостроительной революцией". На пресс-конференции, организованной после объявления моратория, координатор "Архнадзора" Рустам Рахматуллин сказал, что выступающие за сохранение исторических объектов испытывают "осторожный оптимизм" по поводу решений мэра.

Он оказался прав. Как только срок моратория истек (по словам координатора движения Юрия Егорова, он действовал до 16 июня), заинтересованные лица тут же пригнали на площадки "длинные ковши". Теперь, после сноса сразу двух объектов, участники "Архнадзора" считают, что по так называемой "градостроительной революции" Сергея Собянина нанесен удар.

"На основании проверок должно было быть вынесено какое-то решение по усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских: либо дано разрешение продолжать стройку, либо вынесено требование устранить нарушения, если таковые были выявлены, - рассказал BFM.ru Юрий Егоров. - Ничего озвучено не было, просто кончился срок моратория. Но мы считаем, что права включать экскаваторы строителям никто не давал".

Руководитель театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, в свою очередь, сообщил, что основанием для продолжения работ послужило, во-первых, истечение срока моратория, а также подписанное ранее мэром постановление о продлении сроков реконструкции до 2013 года (изначально работы должны были завершиться к концу 2011 года).

Второй объект - деревянный особняк купцов Феоктистовых на Большой Ордынке - был также снесен в минувшие выходные. По словам Юрия Егорова из "Архнадзора", этот объект не имел статуса памятника, но располагался в охранной зоне, где действует особый порядок градостроительной деятельности.

Советник руководителя Москомнаследия Николай Переслегин. Николай Переслегин сообщил, что у инвесторов были все необходимые документы на проведение работ. Он признает: "Очень жаль и горько, что объект снесли, но инвесторы находились в своем праве".

Реакция мэра на сносы по закону пока неизвестна. На прошлой неделе и в субботу, 18 июня, Собянин находился на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, а сейчас он в отпуске до 25 июня. "Архнадзор" с нетерпением ждет его возвращения.

В ближайшее время могут снести еще несколько исторических зданий

Как сообщил в четверг советник руководителя департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин, сейчас существует несколько официально выданных разрешений на снос старинных зданий в исторически сложившихся районах Москвы, отменить которые уже нельзя.

Он пояснил, что борьба с нерадивыми собственниками и инвесторами существенно осложняется тем, что за предыдущие годы в Москве было принято множество неоднозначных решений. "К сожалению, в настоящее время эти решения абсолютно легитимны с юридической точки зрения. По сути, новое правительство получило в наследство "заминированный город". В отличие от наших вандальных оппонентов Москомнаследие может действовать только в жестких рамках закона", - отметил он в интервью агентству "Интерфакс".

"Мы боремся за сохранность памятников архитектуры и ежедневно делаем для этого все возможное, однако закон не имеет обратной силы, поэтому решение комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы, по которым уже были получены разрешения на снос, к сожалению, остаются. Таких разрешений в общей сложности около пяти", - рассказал Переслегин.

Он подчеркнул, что комиссия, которая с июля 2011 года начинает работать в новом составе, вновь рассмотрит все ранее принятые решения по сносу либо частичной разборке, разрешения по которым еще не были оформлены. "Это большая победа, ведь таких решений на настоящий момент более ста", - заключил Переслегин.