Сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного в 3 часа 32 минуты, а уже через пять минут пожарный расчет прибыл на место. В 4 часа 12 минут очаг возгорания был локализован, рассказывает активная защитница дачи Паустовского и депутат местного совета Светлана Булаева.
По ее мнению, только благодаря оперативности и профессионализму пожарных удалось спасти деревянное здание. В противном случае от него осталась бы лишь груда головешек - поджигатель действовал очень изобретательно и коварно. Предположительно, он забрался по наружной лестнице на крышу здания и забросил горящий факел в слуховое окно чердака. Там полностью отсутствует электропроводка, так что о замыкании не может быть и речи.
Ранее пресса сообщала, что администрация Пушкинского района собирается снести дачу Константина Паустовского и построить там очередной многоэтажный жилой комплекс. Осуществлению этих планов мешали жители и краеведы, которые не желали смириться с тем, что в городе с каждым годом становится все меньше и меньше уникальных старинных зданий, а вместо них плодятся безликие панельные многоэтажки. Активисты жаловались во все инстанции, собирали документы, подтверждающие историческую и культурную ценность дачи Струковых. Наконец они добились того, что в декабре 2013 года дачу признали памятником культурного наследия регионального значения. Есть заключение историко-культурной экспертизы.
Статус памятника не спас
"По идее, уже тогда проект застройки этого участка следовало не выносить на публичные слушания, отправив его на доработку. Этого требует закон, на этом настаивали и жители. Но районная администрация, которой принадлежит здание вечерней школы, все-таки решила вынести проект на обсуждение. И боюсь, что это делалось с определенным умыслом. Если сейчас дачу сожгут, то участок пойдет под застройку - ведь формально процедура соблюдена, публичные слушания состоялись", - рассказывает председатель пушкинского отделения ВООПИиК Алла Громинова.
Действия чиновников вызвали единодушный протест со стороны пушкинцев: в зале, где проходили публичные слушания, не было свободных мест. Заседание длилось более двух часов, дебаты между представителями застройщика и жителями напоминали ожесточенный поединок. И наконец долгожданный вердикт - дачу Паустовского сносить не будут. Однако, как оказалось, праздновать победу было рано: злоключения памятника старины еще не закончились.
При пожаре пострадала часть кровли и чердака, а также залито несколько кабинетов, но здание вполне можно отремонтировать, сейчас самое главное - решить вопрос с его охраной, отмечают градозащитники.
"Буквально 14 апреля, после процедуры согласования, было подписано распоряжение об отнесении ряда объектов, в том числе дачи Струковых, к выявленным объектам культурного наследия. С этого момента здание находится под государственной охраной, - комментирует министр культуры Подмосковья Олег Рожнов. - Теперь у нас появились юридические основания принять все меры по сохранению памятника. Хотя мы не склонны связывать подписание распоряжения с предположением о поджоге дачи Струковых". По словам министра, правоохранительные органы в ближайшее время дадут официальное заключение - случайность это или чей-то злой умысел.
Между тем, как отмечают "Новые известия", в Подмосковье один за другим сгорают внесенные в охранный список объекты культурного наследия. Так, область уже лишилась дома Рабенека (Ценкера), усадебного здания промышленника Ивана Прове (оба объекта располагались в Королеве), летнего дома фабриканта Лыжина в Ивантеевке, дома купца Шарикова (где гостил Шаляпин) в Пушкино, также сильно пострадал от пожара дом Воронина в поселке Елизаветино Ногинского района. История этих утраченных шедевров деревянного зодчества схожа: здания не ремонтировались, пустовали или использовались с нарушениями, ветшали, не охранялись и в итоге сгорели из-за чьей-то халатности, хулиганства либо в результате умышленных поджогов.
В Королеве восемь раз горел Дом Стройбюро, который является одним из крупнейших в Московской области архитектурных комплексов в стиле конструктивизма 1920-х годов.