Работа над законопроектом уже завершена, и сейчас документ отправлен в субъекты федерации для сбора рекомендаций, сообщают "Известия".
Законопроект предполагает изменение статьи 7 Земельного кодекса, в соответствии с которой сейчас существует семь категорий земель: сельскохозяйственные, поселенческие, промышленные, особо охраняемые, лесные, водные и земли запаса. В новой редакции их остается всего три: водные, лесные и особо охраняемые. В связи с этим и утрачивает силу федеральный закон, содержащий в себе сложный многоступенчатый порядок перевода земель из одной категории в другую.
Собственник земельного участка будет вправе выбрать любой вид разрешенного использования из установленных для данного земельного участка. Всего проект определяет 13 целевых зон: жилые, общественно-деловые, сельскохозяйственного назначения, рекреационные, объектов культурного наследия, специального назначения, промышленные, энергетики, транспорта, связи, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны и безопасности и резервные, то есть не подходящие для использования вовсе. При этом количество способов использования для одной территории не ограничено. Одновременно, если это будет для данной территории разрешено кадастром, на участке можно будет строить жилье, ставить электростанцию и возводить дом отдыха.
Девелоперы, комментируя законопроект, отмечают его своевременность. "У нас только в Московской области 23% сельскохозяйственных земель, многие из которых зарастают. А перевод их по действующему законодательству в категорию, разрешенную для застройки, требует иногда до 3 тысячи долларов за сотку. Так что если всей этой дорогой и муторной процедуры не будет, это очень хорошо", - заявил гендиректор компании "Геодевелопмент" Максим Лещев.
Член комитета Госдумы по собственности, депутат Галина Хованская подтвердила, что законопроект и направлен для облегчения работы девелоперов. "У застройщиков и в правительстве, и в Думе очень сильное лобби. Предложенное данным законопроектом напрямую отвечает их задачам - максимально легко получать земли под застройку. Не удивлюсь, если выяснится, что это прямой результат работы лоббистов", - считает Хованская.
Глава комитета по промышленной и аграрной политике и природопользованию законодательного собрания Свердловской областной думы Владимир Машков считает закон полезным, но с оговорками. "Закон очень правильный, нам необходимы сейчас в большом количестве земли под жилищное строительство. Но главное в нем то, что он вводит землю в экономический оборот, что до последнего момента было сильно затруднено. Есть оборот - есть рынок, а рынок означает движение. Правда, те, чья земля была неликвидна, вдруг станут капиталистами и попробуют продавать участки по спекулятивной цене. Чтобы этого не случилось, надо будет внимательно выстраивать схему оборота", - считает депутат.
Однако у экологов законопроект вызвал серьезные опасения. Как заявил руководитель лесного отдела "Гринпис России" Алексей Ярошенко, этот документ "оставляет в подвешенном состоянии леса, которые не входят в земли лесного фонда, те же лесополосы - их, получается, как бы и нет".
Кроме того, законопроект "создает юридическую коллизию, поскольку ставит знак равенства между понятиями "особо охраняемые природные территории" и "земли особо охраняемых природных территорий". "Если к заказнику относится, допустим, питомник, который сейчас имеет сельскохозяйственное назначение, то новый закон может стать поводом для его изъятия", - считает Ярошенко.