NASA/JPL-Caltech
Космический инфракрасный телескоп "Спитцер" завершил свою работу после почти 17 лет. Как сообщили в NASA, 30 января на телескоп была отправлена команда на перевод в постоянный режим гибернации, а 31 января операторы получили подтверждение ее выполнения.

"Телескоп "Спитцер" открыл для нас совершенно новую сторону космоса. Он помог нам продвинуться в понимании того, как работает Вселенная, а также позволил приблизиться к раскрытию тайны зарождения жизни на Земле. Научное наследие этой "великой обсерватории" продолжит приносить пользу и после завершения миссии", - заявил заместитель руководителя научного подразделения NASA Томас Цурбухен (цитата по ТАСС).

"Спитцер", запущенный в 2003 году, относится к числу так называемых "великих обсерваторий" NASA – четырех дорогих и мощных космических телескопов, запущенных на рубеже веков для полного покрытия всех типов электромагнитного излучения. Первым из них был телескоп "Хаббл", наблюдающий за космосом в видимой и ультрафиолетовой части спектра, а последним – инфракрасный "Спитцер". Также этот список включает телескопы "Чандра" и "Комптон". После отключения "Спитцера" в строю остались обсерватории "Хаббл" и "Чандра".

За время работы в космосе Спитцер среди прочего открыл новое кольцо Сатурна и сыграл главную роль в обнаружении землеподобных планет в системе TRAPPIST-1.

Первоначальная научная программа телескопа была рассчитана на 2,5 года, однако она неоднократно продлевалась, вплоть до мая 2009 года, когда закончились запасы жидкого гелия, охлаждавшего телескоп. Однако два модуля его основного научного инструмента IRAC (Infrared Array Camera), ведущие наблюдения в коротковолновой части инфракрасного диапазона, не потеряли свою функциональность, из-за чего работа телескопа была продолжена, пишет N+1.

Отключить "Спитцер" собирались в начале 2019 года, но из-за очередного переноса запуска нового телескопа "Джеймс Уэбб" программу миссии продлили еще на год. Использовать телескоп и дальше уже невозможно, поскольку он слишком удалился от Земли, и специалистам стало очень сложно сохранять нужное положение его солнечных панелей и антенны, а также наводить телескоп на цели для наблюдения.