По оценке АБД, российский рынок больших данных сейчас составляет 10-30 млрд рублей в год, а через пять он вырастет до 300 млрд рублей "Дальнейшее накопление данных, где за 60% появления новых будет отвечать бизнес, требует профессиональной регламентации. Необходимо учитывать не только законы рынка, но и права потребителей. Однако разработка единого закона на данном этапе может не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно прописать языком юриспруденции", – пояснил глава ИРИ Сергей Петров.
Как сообщил источник издания, одним из главных принципов кодекса должно стать требование обязательной проверки компаниями возможности использования данных клиентов. При этом согласие на их обработку может быть получено в любой форме. Кроме того, кодекс не запрещает использовать данные для таргетированного маркетинга, если предложения позволяют потенциальному приобретателю "обеспечить оптимальный выбор товаров" и не являются "необоснованно навязчивыми".
"Мы знаем о разработке кодекса, но с текстом я пока не знаком. Если к нам поступят предложения, мы с удовольствием их рассмотрим", – сообщил глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин. При этом он заявил, что считает саморегулирование в этой сфере недостаточным. "Дискуссия на разных площадках показала, что законодательное регулирование необходимо. Нужно определить, какой объем информации о пользователях бизнес может использовать и обрабатывать и каким образом эти данные должны храниться", – считает Левин.
Как полагают в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) кодекс должен помочь преодолеть законодательную коллизию, связанную с возможностью свободно использовать общедоступные данные. Как пояснили в Фонде, такая свобода может нарушать права операторов как правообладателей базы данных.
Примером такой коллизии служит конфликт соцсети "ВКонтакте" и стартапа Double Data. В 2017 году соцсеть подала иск к Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), с требованием обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для своих сервисов по оценке кредитоспособности заемщиков. Эта тяжба тянется до сих пор.