Напомним, что нашумевший закон, который был подписан президентом 7 июля, обязывает операторов с 1 июля 2018 года до полугода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет. Ранее представители "большой четверки" операторов связи оценили свои затраты на создание необходимой инфраструктуры в 2,2 трлн рублей, а экспертная оценка затрат всех участников рынка составила 5 трлн рублей.
По мнению одного из участников совещания в Минпромторге, знакомого с менеджерами "Ростеха", создание единого оператора услуг хранения данных снизит затраты участников рынка на инфраструктуру, позволит систематизировать и предложить отечественные решения, поспособствует сохранению стоимости услуг связи для конечного потребителя, а также позволит многим маленьким провайдерам остаться на рынке. Кроме того, такой оператор мог бы стать единым центром взаимодействия с ФСБ.
По словам представителя госкорпорации Екатерины Барановой, "Ростех" планирует внести предложения по созданию центра до 1 сентября.
Как отметил сотрудник одного из операторов связи, проблема предложения "Ростеха" заключается в том, что компания не является оператором связи и не подпадает под "закон Яровой", а передавать трафик некому третьему лицу закон операторов не обязывает. Кроме того, собеседник издания полагает, что само хранение данных – лишь верхушка айсберга, и гораздо больше вопросов вызывает подготовка к хранению, которая предполагает доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, что создает прямую угрозу конкуренции.
По мнению представителя компании "МегаФон" Юлии Дорохиной, "закон Яровой" не требует создания нового оператора, а действующая система организации сети связи и взаимодействия операторов с уполномоченным органом и не позволяет им хранить такие данные ни у кого постороннего. Также Дорохина отметила, что вопрос о том, где хранить данные, неактуален до тех пор, пока не решен главный вопрос – как их хранить в отсутствие российского оборудования.
Наконец, представитель консалтингового агентства "Емельянников, Попова и партнеры" Михаил Емельянников полагает, что идея создания оператора-посредника может нарушать сразу три закона: "О персональных данных", "Об информации…" и "О связи". Согласно этим законам, операторы могут передавать данные либо правоохранительным органам напрямую, либо другой организации, в явном виде описанной в федеральном законе. А "закон Яровой" не предусматривает оператора-посредника и даже не наделяет какой-либо госорган полномочиями создать такого оператора.
Отметим, что в начале августа ФСБ предложила использовать для исполнения "пакета Яровой" оборудование СОРМ (система оперативно-разыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки. На прошлой неделе стало известно, что российская компания GS Group приступила к разработке и подготовке к массовому производству SSD-накопителей, предназначенных для хранения операторами связи данных абонентов.