minsvyaz.ru
Проект постановления правительства, касающегося деталей реализации так называемого "закона Яровой", подготовленный Минкомсвязи в начале ноября, противоречит уголовно-процессуальному законодательству и порядку проведения оперативно-розыскной деятельности. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на письмо Центра защиты цифровых прав, направленное главе Минкомсвязи Николаю Никифорову.

Напомним, что разработанный ведомством документ определяет объемы хранения операторами данных абонентов в рамках закона, а также вводит поэтапное увеличение сроков хранения трафика: с одного месяца на момент вступления закона в силу 2018 году до предусмотренных законом шести месяцев.

По словам партнера Центра защиты цифровых прав Саркиса Дарбиняна, исходя из Уголовно-процессуального кодекса РФ, речь не может идти ни о шести, ни об одном месяце хранения сообщений пользователей.

"Ограничение права на тайну переписки и телефонных переговоров возможно только на срок до 48 часов, после чего необходимо получить судебные санкции либо прекратить запись и хранение сообщений. В исключительных случаях допускается хранение данных граждан в течение 24 часов, после чего необходимо направить в суд уведомление о том, что начался перехват данных", – пояснил Дарбинян.

Как уточняется в письме, ограничение права граждан на тайну связи в настоящее время возможно только на территориях, где действует режим контртеррористической операции, или на основании судебного решения при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий – в этих случаях запись переговоров может вестись до полугода.

По мнению авторов письма, проект постановления не будет противоречить законодательству, если установит срок хранения сообщений в отношении всех пользователей не более 24 часов и не более шести месяцев в отношении конкретных лиц по решению суда.

Как полагает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, такая формулировка позволяет согласовать требования "закона Яровой" с действующим законодательством, а также избежать дополнительных инвестиций хотя бы в части оборудования по снятию данных, поскольку кольцевой буфер устройств системы СОРМ может осуществлять хранение до 24 часов.

В свою очередь, источник издания в одном из крупных операторов связи отметил, что сложившаяся ситуация чревата возможными исками о нарушении конституционных прав с требованием компенсации, в том числе и в ЕСПЧ.

"Последствия принятия подзаконных актов к "закону Яровой" могут быть настолько непредсказуемыми, что было бы правильно как минимум обсудить эти проекты с экспертами организаций, которые должны будут их исполнять", – подчеркнул он.

Напомним, что "закон Яровой" был подписан президентом в июле прошлого года и вступит в силу 1 июля 2018 года. Он обязывает операторов связи полгода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет. Операторы и эксперты неоднократно заявляли, что расходы на реализацию этих требований закона составят сотни миллиардов или даже триллионы рублей.