Как отмечает издание, одно из главных изменений закона, которое предлагает РСПП, состоит в том, чтобы отказаться от хранения содержания сообщений пользователей в пользу хранения так называемых "электромагнитных сигналов". По словам сотрудника одного из операторов связи, компании хотят хранить последовательность единиц и нулей, которая и представляет собой трафик.
При этом человек, близкий к другому оператору, полагает, что термин "электромагнитный сигнал" был выбран специально, чтобы избежать точной формулировки, что именно нужно хранить. По его словам, операторы не хотят хранить отдельно голосовой трафик, интернет-трафик и сообщения, поскольку это будет дорого. Вместо этого они предлагают записывать некий нерасшифрованный объем информации, а затем передавать его правоохранительным органам, которые будут самостоятельно заниматься расшифровкой и вычленением нужных сведений.
Издание напоминает, что ранее один из участников комиссии РСПП по связи, а также неназванный федеральный чиновник говорили, что расшифровка трафика является одной из ключевых проблем "закона Яровой". Так, уже сейчас зашифрована примерно половина информации, которая передается по сетям операторов, а к 2018–2019 году этот показатель составит 85-90% от всего трафика. Технология, позволяющая расшифровывать такой трафик, в настоящее время отсутствует.
В письме главы РСПП также говорится о необходимости исключить возможность доступа операторов связи к данным пользователей, поскольку если они будут анализировать и систематизировать хранимый трафик, то получится, что помимо правоохранительных органов доступ к информации, включая переписку, будут иметь и сотрудники компаний, что противоречит закону "Об оперативно-розыскной деятельности".
Напомним, закон Яровой был подписан президентом в июле прошлого года и вступит в силу 1 июля 2018 года. Он обязывает операторов связи полгода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет. Окончательные условия хранения – сроки и типы трафика, которые нужно будет хранить, – должно определить правительство, но пока этого не сделано.
Операторы и эксперты неоднократно заявляли, что расходы на реализацию требований закона составят сотни миллиардов или даже триллионы рублей и существенно превысят их выручку. Например, в начале апреля РСПП оценил расходы участников рынка на реализацию "закона Яровой" в 10 трлн рублей до 2019 года, а также предупредил, что его вступление в силу может привести к кратному росту тарифов связи и повышению уровня инфляции на один-два процентных пункта.
В июле комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям предложила установить "специальный платеж для абонентов и пользователей услуг связи", который будет получать оператор. В РСПП полагают, что расходование средств, полученных операторами связи в виде нового платежа, может осуществляться в рамках концессионного соглашения между РФ и операторами связи.
Полученные средства будут направлены на создание, модернизацию и эксплуатацию систем, необходимых для реализации требований нашумевшего закона, а контроль за денежными средствами будет осуществлять Минкомсвязи. По оценке авторов инициативы, сумма предлагаемого платежа может составить 3-5% от среднемесячного счета абонента.
При этом в ходе заседания комиссии ее участники отметили, что текущие требования в рамках закона невыполнимы для отрасли и реализация всех норм закона вынудит поставить крест на планах по строительству сетей 5G и цифровой экономики, а также приведет к деградации телеком- и ИТ-отрасли, кратному росту цен на услуги связи и потерям для госбюджета.