Напомним, в конце октября представитель ФСБ Владимир Садовников, слова которого приводило агентство Reuters, сообщил, что реализация таких иностранных проектов поставит ряд российских регионов в полную зависимость от данных иностранных систем связи. По его мнению, единственным эффективным способом противостоять угрозам, возникающим от развертывания иностранных глобальных систем спутниковой связи для обеспечения широкополосного доступа в интернет, особенно в районах Арктики и Крайнего Севера, является ограничение их использования на территории РФ.
"Гарантии, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не сможет нанести ущерб интересам личности и общества Российской Федерации, носят в большей степени декларативный характер и не могут быть достоверно проверены российской стороной", – заявил Садовников.
Телекоммуникационная компания OneWeb была основана в Великобритании бывшим менеджером Google Грегом Уайлером. Изначально компания планировала запустить 648 низкоорбитальных спутников, которые бы обеспечили доступ в интернет по всей планете, включая места, где его до сих пор не было. Позднее предполагаемое число спутников несколько раз корректировалось. К настоящему времени инвесторы, в число которых входят компании Airbus Group, Coca-Cola, Virgin Group и Qualcomm, вложили в проект свыше 1,7 млрд долларов.
В 2015 году OneWeb подписала соглашение с французской Arianspace и структурами Роскосмоса на запуск нескольких сотен спутников связи. Они должны быть выведены на околоземную орбиту с помощью 21 ракеты-носителя "Союз" с космодромов Куру и Байконур. Первый запуск планировался на конец 2017 года, но с тех пор его несколько раз сдвигали. По последней информации, он должен состояться в феврале 2019 года. Общая стоимость контракта на запуск спутников для OneWeb составляет более 1 млрд долларов США – это самый крупный для России коммерческий заказ такого рода.
По словам неназванных федеральных чиновников, позиция силовиков ставит Роскосмос в крайне сложное положение. Во-первых, возникает вопрос, как осуществлять запуск спутников, признанных угрозой нацбезопасности, с Байконура и Восточного. Во-вторых, ракеты "Союз-СТ", которые планируется использовать для запусков спутников OneWeb с космодрома Куру, конструктивно отличаются от "Союза-2.1а" и просто так заменить их не получится.
Отказ от соглашений с OneWeb сулит потери не только Роскосмосу, поскольку контракт давал надежды на второй коммерческий заказ, предусматривающий запуски спутников при помощи ракеты "Протон" по схеме 5+8 (пять твердых и восемь в опционе). Это контракт мог бы принести Центру имени Хруничева, долги которого превышают 100 млрд рублей, не только загрузку на 2,5 года, но и от 300 до 800 млн долларов прибыли.
Наконец, отказ от полноформатного партнерства с OneWeb лишит Роскосмос доступа к технологиям создания малых космических аппаратов, которые можно было бы локализовать, а по репутации России как надежного партнера в космической сфере будет нанесен удар. "Тот же Илон Маск этим обязательно воспользуется", – считает собеседник издания.
По информации "Коммерсанта", разногласия между ведомствами относительно проекта длятся уже более года и прийти к консенсусу пока не удалось. При этом стоит отметить, что система OneWeb сможет функционировать на территории России и без ее непосредственного участия: если в стране не будут построены наземные станции связи, то для покрытия территории России OneWeb хватит станций в Казахстане, Италии, Норвегии и США.
"В таком случае возникнет критическая проблема с работой СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий. – Прим. NEWSru.com), мы просто не сможем контролировать сеть", – пояснил собеседник издания.
По данным журналистов, ряд высокопоставленных чиновников администрации президента и правительства, а также Роскосмос выступают за реализацию проекта в партнерстве с OneWeb. Этот вопрос уже несколько раз выносился на уровень президента РФ, но окончательное решение по нему будет принято не ранее декабря.