Global Look Press
В связи с возможной блокировкой в России мессенджера Telegram, который отказывается передать ФСБ ключи шифрования сообщений пользователей, среди прочего объясняя это их недоступностью для администраторов сервиса, журналисты Русской службы BBC поинтересовались у нескольких депутатов, что же представляют собой ключи шифрования.

Ответы народных избранников показали, что они довольно слабо разбираются в этом вопросе. Так, депутат Раиса Кармазина, прославившаяся комментариями по поводу обвинений в домогательствах в адрес Леонида Слуцкого, сообщила, что не может объяснить суть этого понятия, поскольку Госдума еще не голосовала за "этот закон". По всей видимости, она забыла, что норма, обязывающая организаторов распространения информации передавать ключи шифрования правоохранителям, содержится в "законе Яровой", за принятие которого она сама в 2016 году голосовала во всех трех чтениях.

Напомним, 6 апреля в Таганский районный суд Москвы поступил иск Роскомнадзора с требованием о блокировке Telegram в связи с неисполнением компанией обязанностей организатора распространения информации - Telegram не передал ФСБ ключи шифрования сообщений в установленный Роскомнадзором 15-дневный срок.

20 марта Верховный суд отклонил иск мессенджера об отмене приказа ФСБ, определяющего порядок передачи ключей шифрования. Уже через несколько часов Роскомнадзор направил в адрес Telegram уведомление о необходимости исполнения обязанностей организатора распространения информации. При этом в ведомстве сослались на вступившее в силу ранее решение мирового суда, который оштрафовал Telegram за отказ передавать ФСБ ключи шифрования.

В пресс-службе ведомства тогда уточнили, что по истечении 15 дней Роскомнадзор направит исковое заявление в суд с требованием об ограничении доступа к интернет-ресурсам Telegram на территории РФ. В тот же день основатель сервиса Павел Дуров отказался выполнять требование Роскомнадзора и пообещал, что Telegram продолжит стоять на страже свободы и конфиденциальности.

2 апреля Telegram уведомил Роскомнадзор о невыполнимости требования ФСБ о предоставлении ключей для дешифровки сообщений пользователей. Как говорилось в опубликованном документе, администратор сервиса в существующей архитектуре "ни при каких условиях не имеет доступа к информации, дающей возможность декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых с его помощью электронных сообщений". В связи с этим сервис не может исполнить требование о передаче ключей шифрования.

27 сентября прошлого года Дуров рассказал о полученных компанией извещениях от ФСБ, из которых следовало, что спецслужба составила на Telegram протокол об административном правонарушении, поскольку команда мессенджера не предоставила властям ключи шифрования. Передать их ФСБ сервис был обязан, поскольку в конце июня был внесен в реестр организаторов распространения информации.

В связи с неисполнением этого требования компании грозил административный штраф в размере от 800 тысяч до миллиона рублей, и 16 октября мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей. Telegram оспорил это решение, но суд 12 декабря отклонил апелляцию. 21 марта компания Telegram Messenger LLP направила в Европейский суд по правам человека жалобу на решение Мещанского суда.