Президент Бердымухамедов, чья страна в этом году председательствует в Содружестве, заявил о том, что из всех сфер сотрудничества он лично выделяет энергетику, особенно ее транспортную составляющую. "Туркмения предлагает начать диалог по вопросам транспортировки энергоресурсов для выработки четких и прозрачных условий их поставок", - цитирует туркменского лидера "Коммерсант".
Туркмения, располагающая четвертыми в мире запасами газа (всего около 44,25 трлн кубометров, из них доказанные запасы - 25,13 трлн) и вторым по величине месторождением Южный Иолотань (от 4 трлн до 14 трлн кубометров), не имеет доступа к европейским рынкам, в котором остро нуждается.
Сейчас страна экспортирует порядка 30 млрд кубометров в год, но хотела бы к 2030 году нарастить экспорт до 180 млрд, что сделает ее прямым конкурентом России и наверняка отразится на стоимости газа на мировом рынке.
Ашхабад активно ищет альтернативные маршруты поставок. Сейчас туркменский газ поставляется в Китай, а на прошлой неделе Туркмения подписала соглашение о поставках газа в Индию и Пакистан по проектируемому и поддерживаемому США трубопроводу ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия). Если проект будет реализован, Ашхабад сможет прокачивать по ТАПИ до 30 млрд кубометров в год.
Предложение президента Бердымухамедова о безопасности энергопоставок полностью поддерживает Украина, пытающаяся добиться от Москвы отмены прежнего газового контракта, который украинские власти считают "кабальным". Она параллельно ищет альтернативу российскому газу, пытаясь договориться о поставках с тем же Ашхабадом. Но пока тщетно - поставки из Туркмении возможны только через территорию РФ.
Поэтому Бердымухамедов и премьер Украины Азаров договорились вместе лоббировать альтернативные российским маршруты поставок и в целом выработку понятных правил транспортировки газа.