Об этом издание узнало из проекта протокола к совещанию о перспективах развития угольной отрасли, которое проведет премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в Новокузнецке 4 апреля. В документе, в частности, есть пункт о ликвидации шахт в Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске Кемеровской области.
Сейчас, согласно данным городского сайта, в Прокопьевске работают две шахты - имени Дзержинского и "Красногорская". Их суммарная мощность - 327 тыс. тонн энергетического угля в год. В Киселевске шахта с одноименным названием может добывать до 1 млн тонн коксующегося угля в год.
По данным источника газеты, подземная добыча в этих городах больше не ведется. Единственное работающее предприятие - шахтоуправление "Анжерское" - принадлежит УК "Заречная" и добывает до 900 тыс. тонн коксующегося угля в год, но она уже больше года находится в процедуре банкротства, и денег на ее ликвидацию нет.
По итогам совещания Минпромторгу могут поручить проработать вопрос и о замещении воркутинских углей, следует из проекта протокола. Для повышения безопасности на еще работающих шахтах государство должно будет стимулировать закупку соответствующего российского оборудования - например, субсидировать кредиты, которые угольщики будут брать для его приобретения, следует из протокола.
Кроме того, Медведев может подписать поручение МЧС регулярно проводить учения горноспасателей в условиях, "приближенных к реальным". Правда, как считает топ-менеджер крупной угольной компании, с которым пообщалось издание, предполагаемых средств на закрытие шахт может не хватить.
В середине марта "Ведомости" писали, что вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по безопасности работ на угольных шахтах, на котором присутствовали практически все представители крупнейших российских металлургических и угольных предприятий.
Большой резонанс в ходе совещания вызвало высказывание владельца компании "Мечел" Игоря Зюзина о необходимости закрыть угольные шахты с опасным содержанием метана и угольной пыли. Он также предложил государству разработать программу по стимулированию перехода предприятий на открытый способ добычи.
Как сообщило тогда издание со ссылкой на представленную на совещании презентацию замминистра энергетики Анатолия Яновского, в России сейчас действует 70 угольных шахт, из которых опасности не представляют только восемь, 38 являются сверхопасными, а 12 - критически опасными. При этом закрытие только последних может обойтись владельцам шахт в весьма значительную сумму.
По мнению экспертов, опрошенных РИА "Новости" после этого совещания, полное закрытие угольных шахт будет стоить их владельцам слишком большую сумму, а добычу угля невозможно заместить никаким другим ресурсом. Все угли - коксующиеся и энергетические - отличаются по большому количеству характеристик, и невозможно заменить одни другими.
Аналитики также отметили, что некоторые угольные месторождения технически нереально разрабатывать открытым способом. Кроме того, владельцы при закрытии шахт практически потеряют все инвестиции, которые делались на протяжении многих лет, оборудование для подземной добычи и прочее.