"Россия и Украина похожи как две бутылки воды, только одна с газом, а другая - без", - грустно шутят украинцы, и требование "Газпрома" срочно погасить долги - для Киева более серьезная проблема, чем другие вопросы, связанные с грядущим соглашением об ассоциации с ЕС, например, освобождение Тимошенко, пишут западные СМИ. Но не даст ли путинская тактика обратный эффект?
Австрийская Die Presse помещает спор между "Газпромом" и "Нафтогазом" в общий контекст российско-украинских отношений: в ноябре Киев планирует подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, что вызывает недовольство России.
Ранее она с помощью запрета на импорт отдельных товаров и ужесточения таможенного контроля уже "показала Украине, чего этой стране следует ожидать в будущем, если она не присоединится к Таможенному союзу".
Запад, в свою очередь, ставит условием сближения с Украиной освобождение экс-премьера Юлии Тимошенко. Однако не это, и даже не заявление российского МИДа, что планируемое соглашение Украины с ЕС противоречит ранее заключенному с Россией "Договору о дружбе и сотрудничестве", сейчас сильнее всего пугает Киев, а именно претензии "Газпрома".
Энергоснабжение - это и приманка, и инструмент политических угроз России на постсоветском пространстве, пишет газета, и в случае с Арменией это сработало. Однако российская тактика может дать эффект, противоположный ожидаемому: торговый конфликт, даже летний, убеждает украинскую элиту в правильности ее выбора.
The Guardian напоминает, что обеспокоенность "Газпрома" проявилась за месяц до того, как Украина должна была подписать соглашение о более тесных связях с ЕС. В статье приводится мнение директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, который настаивает на том, что Украина намеренно спровоцировала этот конфликт: "Они платили раньше, так почему же они внезапно перестали это делать? Они хотят, чтобы ЕС их пожалел, и стремятся показать, какой плохой сосед Россия и какое сильное давление она оказывает на бедную Украину".
"Сказать, что мы мечтаем о том, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, особенно учитывая манеру поведения теперешнего украинского руководства, будет не совсем верным, - утверждает Жарихин. - Они очень ненадежные партнеры".
Как считает The New York Times, Москва готова вести жесткую игру, прибегая к экономическому прессингу.
"На европейском континенте, от Балтийского до Черного моря, выросла "шоколадная стена": и по распространенному мнению, запрет шоколада Roshen вызван тем, что владелец компании Петр Порошенко ратует за интеграцию Украины с ЕС", - говорится в статье.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана никогда не сможет по-настоящему соперничать с ЕС, считает издание. ВВП ЕС намного выше (16,6 триллиона долларов против 2,3 триллиона долларов ТС в 2012 году). Но Украина - это "46 миллионов потребителей", и объединение с ней поможет уменьшить разрыв в численности населения с ЕС.
"Путин и его команда давят на Украину, потому что без Украины евразийская интеграция невозможна", - сказал киевский аналитик Михаил Погребинский.
"Украинский бизнес испытывает давление и с другой стороны. Высокие пошлины ЕС на сельскохозяйственную продукцию типа той, которая идет на пирожные и шоколад, практически исключают экспорт в Западную Европу - как минимум пока по Соглашению об ассоциации не будут снижены пошлины", - говорится в статье. К тому же европейские кондитеры сами инвестируют в Россию, считая, что потенциал роста там выше, чем в Европе.
Как сообщает The Wall Street Journal, в будущем могут повториться проблемы, которые в последние годы дважды срывали газоснабжение Европы зимой.
Украина несколько лет добивается скидок от "Газпрома", называя цену на газ несправедливо высокой. Россия отвечает, что скидка возможна лишь в случае вступления Украины в Таможенный союз. Украина, напротив, намерена подписать соглашение с ЕС, несовместимое с членством в ТС.
"Европейские чиновники говорят, что требования "Газпрома" оплатить счет похожи на предостережение, адресованное соседней стране, у которой проблемы с деньгами", - замечает газета.
По мнению Джонатана Стерна, председателя Oxford Institute for Energy Studies, Россия и Украина попытаются не доводить дело до прекращения поставок, так как предыдущие кризисы сильно испортили репутацию обеих, передает издание.