Количество нарушений в банках, выявленных в ходе проверок, по итогам 2004 года выросло по сравнению с 2003 годом на 40%. Мельников отметил, что не хочет называть абсолютные цифры нарушений, но, говоря о причинах такого роста, Мельников указал на усложнение законодательной базы, повышение квалификации инспекторов ЦБ и то, что "часть банков расслабилась" после введения этой системы в действие, передает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, он сказал, что формальный подход некоторых кредитных организаций к противодействию отмыванию преступных доходов может привести к существенным помехам для интеграции национальной банковской системы в международный банковский рынок. По словам представителя ЦБ, есть еще кредитные организации, которые за три года существования "антиотмывочного" законодательства не отправили в ФСФМ ни одного сообщения. "Эти банки находятся под нашим особым контролем", - подчеркнул Мельников.
ЦБ в ходе своих проверок уделял существенное внимание именно исполнению законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов, отмечает РИА "Новости". Мельников подчеркнул, что критерий соблюдения данного законодательства был для ЦБ одним из решающих при отборе банков в систему страхования.
Мельников также сообщил, что в 2004 году ЦБ провел 2592 инспекторские проверки на предмет исполнения банками законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов. В 2003 году были проведены 1699 таких проверок.
По словам Мельникова, результаты этих проверок свидетельствуют о том, что банки усиливают работу по противодействию отмыванию преступных доходов. Так, в 2004 году банки направили в Федеральную службу по финансовому мониторингу 2 миллиона сообщений о подозрительных операциях против 950 тысяч сообщений в 2003 году и 350 тысяч в 2002 году.
Мельников подчеркнул, что успех в борьбе с отмыванием преступных доходов зависит от взаимодействия банков в этой сфере. Банкам надо активнее заниматься совершенствованием систем операционного контроля. В качестве положительного примера такого взаимодействия Мельников назвал соглашение в 2004 году восьми российских банков о совместных действиях в этой сфере. В число этих банков вошли Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Альфа-банк, Банк "Зенит", Банк Москвы, Райффайзенбанк. Представитель ЦБ выразил уверенность, что в текущем году к ним присоединятся и другие российские банки.
Кроме того, банкам также следует обратить серьезное внимание на обучение персонала. Это вызвано тем, что лица, которые занимаются отмыванием, зачастую имеют хорошую юридическую поддержку, и сомнительная операция часто состоит из нескольких абсолютно законных операций, поэтому формализовать критерии оценки подобных операций крайне трудно. "Но если некий безработный из Средней Азии обналичил за один месяц свыше 700 млн долларов, то это, безусловно, подозрительная операция", - сказал зампред Банка России.
Обращаясь к представителям банковского сообщества, Мельников сказал, что ошибочно рассматривать мероприятия по противодействию как исключительно затратные. По его словам, затраты на идентификацию клиентов помогают снижать также и кредитные риски. "Затраты на противодействие окупаются не целиком, но в значительной части", - сказал Мельников.
Он также указал на то, что в процессе обучения сотрудников банков необходимо сместить акцент с компьютерного обучения в сторону практической подготовки. По словам Мельникова, международные исследования показывают, что лишь 22% банков предпочитают компьютерные методы практическому обучению.