Арест наложен по требованию прокуратуры в рамках расследуемого ею уголовного дела против топ-менеджеров, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов и нанесении ущерба государству. Интересно, что в компании об этом ничего не знают: вице-президент "Волготанкера" Андрей Клейменов заявил, что, по его сведениям, акции не арестованы.
По данным "Волготанкера", на 24 июня его крупнейшими акционерами были государство в лице Росимущества (20%) и пять офшоров с Британских Виргинских островов (всего — 76,3%). Предположительно арестованы именно офшорные пакеты, но сложно объяснить, как мог быть наложен арест на имущество частных акционеров в рамках уголовного дела против топ-менеджеров. Принадлежащие менеджерам акции могли быть арестованы только по искам к этим лицам, отмечает управляющий партнер юрфирмы AST Legal Анатолий Юшин. Юристы считают, что прокуратура, желая заблокировать возможность вывода собственности, стремится арестовать как можно больше активов, предоставляя оппонентам доказывать незаконность тех или иных санкций.
Напомним, претензии к "Волготанкеру" есть не только у прокуратуры, но и у Федеральной налоговой службы (ФНС). По итогам проверок компании за 2001-2003 года УФНС по Самарской области предъявило пароходству претензии на 2,6 млрд рублей. В январе этого года межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам области уже арестовала имущество "Волготанкера" на 1,4 млрд рублей. Тогда пароходство разместило в центре Москвы рекламные щиты и перетяжки с надписью "Волготанкер" — не нефтяная компания", причем слово "нефтяная" было выкрашено в цвета ЮКОСа, прежнего хозяина пароходства.
Многие эксперты отмечали, что ситуация вокруг "Волготанкера" развивается по сценарию ЮКОСа: налоговые претензии, уголовные дела, санкции на арест руководителей-владельцев. Теперь, с арестом имущества и акций, сходство еще более усиливается, подчеркивают "Ведомости".