Минфин до сих пор не утвердил Exxon Neftegaz смету на текущий год, так как планируются существенные изменения не только по самим расходам, но и в структуре проекта. "Судя по тому, что у "Газпрома" уже одно СРП есть ("Сахалин-2"), а в "Сахалине-1" 20% уже принадлежит "Роснефти", ее и поставят новым оператором", - считает источник издания в ведомстве.
По его словам, Exxon Neftegaz в свое время удалось пробить соглашение, создающее для проекта максимально льготные условия, и "сейчас они могут делать все, что хотят". "Государство это не устраивает, к тому же предпочтительнее, чтобы координатором на шельфе была российская компания", - подчеркивает чиновник.
Как пишет газета, рассматривается несколько вариантов смены оператора. В частности, предполагается выкупить доли у японской SODECO (30%) или индийской ONGC (20%). Это позволит довести долю "Роснефти" в проекте до 50%. Согласно другом варианту, рассматривается возможность изменения условий СРП.
Аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин считает, что изменить условия СРП, в котором определяется процедура смены оператора, достаточно сложно. В этом случае было бы самым эффективным выкупить долю Exxon в проекте. "Конечно, Exxon так просто не отдаст свой пакет, но у нас умеют так вести переговоры, что в итоге компания согласится", - подчеркнул он.
Как полагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, если оператором "Сахалин-1" будет российская компания, проект станет внутренним делом России с последствиями в виде отмены льгот и послаблений для него. Но в дальнейшем иностранцам будет трудно объяснить, почему им выгодно работать на российских месторождениях.
"Сахалин-1" предусматривает разработку трех нефтегазовых месторождений - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги - с общими потенциальными запасами около 307 млн тонн нефти и 485 млрд куб. м газа. Оператором проекта выступает Exxon Neftegaz (30%). Ее партнеры - "дочки" "Роснефти", "РН-Астра" (8,5%) и "Сахалинморнефтегаз-Шельф" (11,5%), японский консорциум SODECO (30%) и индийская ONGC (20%).