Кроме того, кредитным организациям придется пояснять клиентам причины отказа, а те получат право доказать свою добросовестность и покинуть список. Клиент получит право с учетом полученной от банка информации представить в течение 10 дней необходимые документы.
Если банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников (и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение), то клиент может подать жалобу в специальную межведомственную комиссию. Проект все равно "оставляет вопросы", например если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения, то деньги у клиента банка могут "зависнуть" на два месяца.
Для компании замораживание средств на два месяца фактически означает банкротство, предупреждают юристы. Кроме того, в документе нет ни слова про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в черный список. Учитывая критичность ситуации - список породил массовые блокировки и отказы, - в Думе обещают, что проект вступит в силу уже в 2018 году.
По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, проект будет внесен в декабре сразу ко второму чтению. Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин выразил надежду на то, что с его принятием добропорядочные клиенты банков будут в большей степени защищены от формальных подходов отдельных кредитных организаций.
Напомним, черные списки клиентов - механизм обмена информацией между финансовыми организациями, ЦБ и Росфинмониторингом о клиентах, которым банками ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот механизм заработал в конце июня, и с этого момента до октября черный список вырос с 200 тыс. до 460 тыс.
Попавшие в перечень предприниматели и физлица де-факто лишаются доступа к банковским услугам вне зависимости от того, доказано нарушение или нет. Обжаловать заморозку счетов при этом до прошлой недели было невозможно.
Недавно ЦБ совместно с Росфинмониторингом разработал механизм реабилитации отказников. Однако, как отмечали эксперты, с которыми пообщалось РБК, это всего лишь рекомендации и ситуацию они не спасут.
В Росфинмониторинг поступило около 1 тыс.жалоб от людей, которые считают, что их неправомерно отстранили от работы с банками. Это "рабочая" ситуация, заверил недавно глава ведомства Юрий Чиханчин. На деле жалоб существенно больше: люди не знают, куда писать. Основной поток заявлений идет в ЦБ, в службу уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова и в сами банки. Единого органа по рассмотрению жалоб нет.