Предполагается, что обмен данными между банками должен носить закрытый характер, то есть информация не будет публичной. До сих пор банки не делились полной информацией о подозрительных клиентах друг с другом на постоянной основе.
О грядущем запуске системы изданию рассказал осведомленный источник, комментируя информационное письмо, опубликованное накануне ЦБ в "Вестнике Банка России" и озаглавленное "Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом".
Письмо выпущено за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина как раз в преддверии 26 июня, когда должна заработать новая система.
Центробанк в этом письме рекомендовал банкам не отказывать тотально всем, кто признан сомнительными контрагентами. Сведения об отказе в обслуживании клиента или проведении операций в одном банке необязательно должны становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации, говорится в нем.
По данным источника РБК, речь идет не о клиентах, которым было ошибочно отказано в обслуживании.
О том, что списки не должны быть стоп-листами, а банки должны использовать риск-ориентированный подход, говорили также представители Росфинмониторинга.
Оценки одного и того же клиента от банка к банку могут разниться по причинам отличия операций клиента, его продуктов, лимитов и т.д., пояснил изданию директор группы консультирования по управлению рисками КПМГ Фаррух Абдуллаханов. По словам эксперта, риски попадания в списки существуют прежде всего для клиентов малого и среднего бизнеса.
Существуют также риски того, что банки могут воспринять базу сомнительных клиентов поверхностно и резко увеличить количество отказов в операциях, предупреждает партнер EY Марчелло Гелашвили.
На негативные стороны "черных списков" неоднократно указывала и группа по борьбе с отмыванием средств FATF. По оценкам экспертов, такой подход ведет к меньшей прозрачности, большей подверженности рискам отмывания и финансирования терроризма.
Комитет Госдумы по финрынку одобрил поправки в закон об отмывании, которые разрешали обмен информацией между регуляторами и банками о подозрительных клиентах, в декабре 2015 года. В 2016 году ЦБ написал регламент этого обмена.