Как пишет "Российская газета", в начале века серьезно обсуждался вопрос создания частной службы судебных приставов, которые добивались бы расплаты должников за определенный процент. После дискуссий вопрос закрыли, идея поручить долги частникам вызвала нехорошие ассоциации с "лихими девяностыми", когда бандиты подрабатывали в том числе выколачиванием долгов.
Однако, указывает издание, в некоторых развитых странах действует именно такая схема - решения судов исполняют частные приставы. В России такого радикального решения принимать не планируется, по-прежнему главным исполнителем должна остаться Федеральная служба судебных приставов. Но в ходе эксперимента может быть отработан порядок ее взаимодействия с частными агентствами.
К тому же деятельность коллекторов нуждается в тщательной регламентации. По словам министра Коновалова, де-факто "многие элементы исполнения судебных решений выполняются квазиисполнительными структурами негосударственного характера".
Он подчеркнул, что их деятельность не урегулирована законом и не подвержена контролю и "таит в себе огромную опасность гораздо большую, чем если бы физических или юридических лиц официально наделили бы полномочиями исполнять решения суда".
Как пояснил телеканалу Дождь генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, "коллекторы бывают разные": одни работают с долгами граждан, другие - с долгами организаций. К одним много претензий, к другим - мало.
Эксперимент может быть очередным шагом к тому, чтобы появились частные судебные приставы, считает эксперт. Но это шаг через одну ступень, потому что у нас пока нет закона о коллекторской деятельности, о профессиональном взыскании проблемных долгов.
Коллекторам ни в коем случае угрожать жизни и здоровью человека, сохранности его имущества, распространение о нем порочащих и ложных сведений, объясняет Жданухин. Если коллекторы это делают, они подлежат уголовной ответственности, если не за вымогательство, то, по крайней мере, за самоуправство. Эти две статьи есть в Уголовном кодексе. Также есть этические нормы, установленные объединениями коллекторов.