"Возможность предоставления кредита Белоруссии имеет право на существование, и правительство готово рассмотреть этот вопрос", – заявил Герман ГреФ. Его слова стали ответом на поступивший из Минска запрос о выделении 1,5 млрд долларов для "улучшения платежного баланса, покупки энергоносителей и других нужд".
По мнению экономистов, опрошенных НГ, кредит будет предоставлен на льготных условиях, а сам белорусский долг в будущем может быть реструктурирован или вообще списан. Именно по такой схеме в свое время строились отношения между Гаваной и Москвой.
В 1960–1980-е годы Куба регулярно получала от Советского Союза товары в долг, в результате чего задолжала СССР к моменту его распада 22 млрд долларов. Механизм кредитования, судя по всему, не был рассчитан на то, что Куба когда-нибудь рассчитается с гигантской задолженностью. Готовность СССР давать в долг, не ожидая возврата, рассматривалась как своеобразная плата за политическую лояльность Гаваны – форпоста социализма в Западном полушарии.
Александр Лукашенко также постоянно напоминает, что за Союз с Россией Москве необходимо Минску платить. Россия фактически на такие правила игры согласилась, однако решила скрытое кредитование белорусской экономики заменить выдачей оформленных кредитов - так что Москва всегда сможет предъявить Минску "счет". Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин одобряет подобную политику. "Если вместо нереальных цен на транзит углеводородов к нам обращаются за кредитом, то это, безусловно, положительный сигнал", – говорит экономист.
Между тем в Белоруссии оппозиционные эксперты говорят, что новые кредиты пойдут на консервацию неэффективной белорусской экономики, в которой уже наметились кризисные тенденции. "У Белоруссии достаточно денег для покупки подорожавшего газа, а растущий государственный долг пойдет на оплату работы крайне затратных секторов белорусской экономики", – заявил экс-председатель Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич.
По словам Богданкевича, объем неоплаченной продукции составляет около 7 млрд долларов, в то время как весь белорусский ВВП составляет около 37 млрд долларов. При этом объем нереализованной продукции на складах белорусских предприятий вырос за 2006 год почти на 25%, а за январь 2007 года – на 18%. "По официальной статистике, экономика Белоруссии выросла за прошлый год на 10%, тогда как объем кредитов – на 60%, и это говорит о крайней неэффективности производства", – говорит Богданкевич.
По его словам, "уже сегодня Белоруссия не может поставлять мясо в Россию даже с минимальной прибылью, поскольку внутренние издержки превышают текущие российские цены. "Россия, конечно, может спонсировать белорусское хозяйство, но такая экономическая модель не может существовать вечно", – говорит бывший госбанкир. Между тем, по словам замминистра экономики Белоруссии Андрея Тура, уровень рентабельности народного хозяйства республики составляет в среднем 13,6% и никаких экономических потрясений в 2007 году белорусским гражданам ожидать не следует.