Уничтожение ВВС Турции российского бомбардировщика уже повлекло прекращение военных контактов между странами, а также поставило под угрозу их обширные торгово-экономические связи
RT
Уничтожение ВВС Турции российского бомбардировщика уже повлекло прекращение военных контактов между странами, а также поставило под угрозу их обширные торгово-экономические связи. В итоге конфликт может обойтись обеим сторонам в кругленькую сумму - 44 млрд долларов, подсчитало РБК.

Турция - пятый по величине торговый партнер России с долей в 4,6% от всей российской торговли с внешним миром (по данным ФТС за январь-сентябрь текущего года). Товарооборот двух стран в 2014 году составил 31 млрд долларов, за девять месяцев 2015 года - 18,1 млрд доллара, из которых 15 млрд долларов - это российский экспорт в Турцию (импорт турецких товаров составил чуть более 3 млрд долларов). А с учетом торговли услугами российско-турецкие показатели еще выше: например, в 2014 году оборот товаров и услуг составил почти 44 млрд долларов, отмечает издание.

На Западе считают, что в таких условиях Россия и Турция обречены на сотрудничество.

Энергетика

Россию и Турцию традиционно связывают энергетические интересы. Турция - второй (после Германии) рынок сбыта для "Газпрома". Крупным игроком на турецком топливном рынке также является "Лукойл".

Первой жертвой конфликта может стать газопровод "Турецкий поток", сообщили "Коммерсанту" высокопоставленные источники. "Газпром" теперь должен будет дать оценку целесообразности строительства газопровода, переговоры по которому с Анкарой и раньше шли крайне сложно.

Для "Газпрома" отмена "Турецкого потока" означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и неясно, как будет решена задача снабжения Балкан. При этом так и не будут использованы уже сделанные огромные инвестиции в газопроводы в России под масштабные экспортные проекты через Черное море ("Южный коридор"), отмечает газета.

Для Турции, которая является вторым потребителем российского газа после Германии, ситуация также непростая. Анкара получает из РФ около 60% своего потребления газа, и альтернативных источников такого масштаба у нее нет. Хотя собеседники издания в российском правительстве и "Газпроме" вчера отвергали возможность того, что поставки газа в Турцию могут быть прерваны, год назад "Газпром" уже сокращал поставки по украинскому транзитному коридору, из-за чего страдала и Турция. "Если Россия установит эмбарго на экспорт сырья в Турцию, это вызовет истерику в Евросоюзе", - заявил журналистам Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research.

Бизнес-проекты

Из-за конфликта с российским бомбардировщиком под угрозой может оказаться и самый крупный сейчас энергетический контракт России с Турцией - строительство АЭС "Аккую" "Росатома", которая должна была стать первой атомной станцией в стране. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в 22 млрд долларов - это самый большой контракт в портфеле госкорпорации. Первый блок планируется ввести в 2022 году. При этом "Росатом" должен стать собственником не менее 51% станции, а ее строительство сейчас напрямую финансирует РФ: общий объем господдержки должен составить 93 млрд рублей, продолжает "Коммерсант".

От российской нефти Турция не зависит, но сама может критическим образом повлиять на ее поставки, контролируя проливы Босфор и Дарданеллы. Через них идет и существенная часть грузопотока российских черноморских портов, в том числе снабжение авиабазы "Хмеймим" в Сирии. "Закрытие проливов было бы катастрофой, но представить такое сложно", - говорит собеседник газеты в крупной российской госкомпании. Режим прохода через проливы регулируется Конвенцией Монтре от 1936 года, по которой на Турцию наложены жесткие обязательства. Другой эксперт пояснил "Коммерсанту", что проход российских судов через черноморские проливы может быть ограничен лишь в случае войны с Анкарой.

Такое развитие событий России не грозит. "(Возможна) Только дипломатическая и экономическая", - считает главный специалист телеканала "Дождь" Станислав Белковский.

Вместе с тем стоит отметить, что в 2008 году во время развернувшихся военных действий в Грузии Турция приняла участие в конфликте, не пропустив американские корабли с гуманитарной помощью в Черное море, поскольку ВМС США не согласовали проход кораблей с Турцией.

В 2011 году эксперты отмечали, что Россия и Турция (в прошлом Османская империя) воевали 13 раз.

"Коммерсант" отмечает, что бизнес-интересы в Турции есть и у других российских компаний, но их масштаб заметно меньше. Так, "Интер РАО" с 2012 года владеет газовой ТЭС Trakya (478 МВт) и трейдером TGR Enerji. Из российских металлургов в Турции присутствует ММК, владеющая построенным в 2011 году за 2 млрд долларов комплексом MMK Metalurji мощностью 2,3 млн тонн стали в год.

По сведениям "Коммерсанта", коллегия Военно-промышленной комиссии уже запросила в министерствах промышленности, транспорта, связи, а также в Роскосмосе и "Росатоме" информацию обо всех совместных с Турцией проектах.

Туризм

Еще одной важной областью сотрудничества двух стран является туризм. Турция - единственная страна, входящая в НАТО, с которой у России отсутствует разрешительный визовый режим, сообщает сайт "Вести.Экономика".

Уже ясно, что туристическая отрасль в зоне риска - МИД и Ростуризм во вторник рекомендовали россиянам воздержаться от поездок в Турцию.

По мнению РБК, рекомендации российских властей ограничить поездки россиян в Турцию могут дорого ей обойтись. Для россиян Турция - самое массовое выездное направление в летнем сезоне (апрель-октябрь) и, следовательно, в течение всего года. Для Турции Россия - вторая после Германии страна по въездному турпотоку (в 2014 году Турцию посетили 5,4 млн немцев и 4,4 млн в январе-сентябре 2015-го).

Однако в текущем году поток российских туристов в Турцию значительно сократился. За первые девять месяцев этого года Турцию, по данным ее Министерства туризма, посетили 3,3 млн россиян - это уже на 20% меньше по сравнению с тем же периодом 2014 года. За весь прошлый год турпоток в Турцию из России составил почти 4,5 млн человек (прирост почти на 5%). В среднем в прошлом году один иностранный турист тратил на отдыхе, по данным Министерства туризма Турции, 775 долларов, в январе-сентябре этого года - 709 долларов. Таким образом, в 2014 году россияне могли оставить в Турции около 3,5 млрд доллара, за девять месяцев этого года - 2,3 млрд доллара, отмечает РБК.

В свою очередь телеканал "Дождь" отмечает, что многие российские туроператоры уже прекратили продавать путевки в Турцию. Вместе с тем, Ассоциация туроператоров России (АТОР) заявила, что если запрет на поездки в Турцию продлится дольше двух-трех месяцев, потери туристического бизнеса превысят те, что понесли туроператоры после приостановки авиасообщения с Египтом и составит миллионы долларов.

Банки

РБК отмечает, что Турция - важный рынок не только для "Газпрома" и туроператоров. Стратегическим он является и для Сбербанка, который еще в 2012 году за 3,5 млрд доллара выкупил почти 100% турецкого DenizBank. Эта сделка стала "крупнейшим приобретением за 172-летнюю историю банка", - говорится на сайте "Сбера".

Сейчас DenizBank входит в десятку крупнейших банков Турции и лидирует в рознице - банк обслуживает 5,4 млн клиентов, у него 599 отделений в Турции и 75 за ее пределами. Его активы на 1 января 2015 года составляли 40 млрд долларов, капитал - 3 млрд долларов. Пресс-служба "Сбербанка", в бизнесе которого турецкая "дочка" занимает около 10%, во вторник ситуацию не комментировала.

Россия и Турция обречены на сотрудничество

Между тем на Западе не верят, что конфликт разрушит экономические отношения между Россией и Турцией. "По-видимому, обречены на сотрудничество", - констатирует обозреватель Foreign Policy Кит Джонсон.

Он указал, что Турция получает из России около 60% газа, который потребляет, а Москва не сможет так просто отказаться от турецкого рынка - единственного в Европе, где спрос на природный газ растет. На взгляд Джонсона, у Турции тоже мало других выгодных вариантов сотрудничества. Лишь немногие поставщики способны удовлетворить ее растущий спрос на газ (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), кроме того, Россия помогает финансировать и строить в Турции АЭС.

Но помимо экономических кар, у Москвы есть еще один способ насолить Анкаре, считает Джонсон: Москва могла бы "увеличить поддержку курдских боевиков, которые десятки лет терзают правительство Турции". Это вероятно, учитывая, что Путин назвал курдов союзниками в борьбе с "Исламским государством", говорится в материале, который приводит InoPressa.