С экономической и геополитической точек зрения, нефть оказывается самым важным перевозимым грузом, но в то же время нефтяные танкеры - основным фактором угрозы загрязнения окружающей среды, пишет Il sole 24 ore, материал которой публикует Инопресса. В будущем товарооборот лишь увеличится, и потому Турция всерьез озаботилась экологической безопасностью движения.
Вообще-то еще в 1994 году правительство Турции приняло новые правила навигации, однако по ряду причин они до сих пор не действуют в полном объеме.
Четверть всех грузов, проходящих через проливы, - российского происхождения: из порта Новороссийск отбывают танкеры с российской, а также, частично, азербайджанской и казахской нефтью, предназначенной для европейских стран. Таким образом, проблема обеспечения безопасности в проливах пересекается с проблемой недавно начатых и будущих поставок нефти из каспийского и среднеазиатского регионов.
Турция для разгрузки проливов решила направить эти потоки по трубопроводам до терминала Джейхан. Пока это лишь проект, но необходимо учесть, что в этом году начал действовать другой, альтернативный российско-казахский нефтепровод Тенгиз - Новороссийск. А это означает, что нынешний ежегодный объем перевозок нефти (80 млн. тонн) в ближайшие годы увеличится в полтора раза.
Именно этим Анкара объясняет намерение наблюдать за проливом при помощи радарных установок и ввести в действие строгие нормы, предписанные в 1994 году. Однако, отмечает газета, решение это было принято лишь после открытия нефтепровода Тенгиз - Новороссийск. Издание отмечает, что в 1999 году Анкара не проявила подобного усердия, когда начал действовать нефтепровод с азербайджанской нефтью Баку - Супса (Грузия). Азербайджан и Грузия, как известно, являются основными региональными партнерами Турции.
Есть и другой аспект, на который указывают турецкие власти: к каким последствиям может привести террористический акт в отношении какого-либо танкера, проходящего эти 600 метров пролива Босфор, пролегающего через Стамбул с его 11 млн. населения? Это далеко не праздный вопрос, принимая во внимание тот факт, что Турция может принять решение поддержать Соединенные Штаты, направив свои войска для участия в афганской антиталибской кампании, превратившись, таким образом, в реальную мишень террористов.