"После года сложных переговоров и тяжелой борьбы я могу с гордостью заявить, что Венгрия получила обратно долю в MOL", - пояснил премьер. Гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, присутствовавший при объявлении, добавил, что "компания удовлетворена достигнутыми договоренностями". По данным Bloomberg, сумма сделки составит 1,88 млрд евро.
Министр национального развития страны Томаш Феллеги уточнил, что для выкупа акций стране придется внести поправки в бюджет, но это не приведет к увеличению долга Венгрии. По словам чиновника, сделка в том числе будет профинансирована Международным валютным фондом.
История с MOL получила однозначное определение "политическая", считает "Коммерсант". "В MOL делают все, чтобы оттеснить представителей "Сургутнефтегаза", не дать войти в управляющие органы в нарушение всяких законов и правил", - подчеркивал в ноябре премьер Владимир Путин.
"Сургутнефтегаз" вышел из сделки с прибылью в 500 млн евро. Впрочем, для компании, на счетах которой, согласно отчету за 2010 год, и так уже лежит без движения почти 20 млрд долларов, эта сумма не столь существенна, считает Андрей Полищук из БКС.
По его мнению, после истории с MOL традиционно консервативный и не выходящий за пределы России "Сургутнефтегаз" не скоро решится на новые инвестиции за рубежом. Аналитик полагает, что и доля в MOL исходно могла приобретаться в интересах "какой-либо из госкомпаний", но не была доведена до конца из-за возникших вокруг актива скандалов.
MOL добывает около 2,16 млн тонн нефти и 3,4 млрд кубометров газа в год. Ей принадлежат четыре НПЗ в Восточной Европе общей мощностью переработки 18 млн тонн нефти в год, и более 1 тыс. АЗС. Компания также входит в консорциум по строительству газопровода Nabucco, который считается конкурентом российского South Stream.
"Сургутнефтегаз" купил 21,2% MOL у австрийской OMV за 1,4 млрд евро - вдвое дороже рыночной цены - весной 2009 года. Сделка сразу стала предметом скандала. Венгерские политики посчитали, что она угрожает интересам энергобезопасности страны.
Власти страны потребовали у российской компании дополнительную информацию о ее владельцах и финансовую отчетность по международным стандартам. "Сургутнефтегаз" не раскрыл эту информацию и в итоге не был внесен в реестр акционеров MOL.
Приходу "Сургутнефтегаза" также воспротивился менеджмент MOL, де-факто контролирующий компанию. В результате за два года споров и судебных разбирательств "Сургутнефтегаз" даже не смог попасть в реестр акционеров MOL. Венгерская компания в эти годы демонстративно не платила дивидендов, хотя и работала с существенной прибылью.