Но теперь эти обломки могут погубить ключевой компонент европейского энергетического плана – строительство газопровода по дну Балтийского моря, пишет The Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).
- "Детищем Путина и Шредера" недовольны многие: от Лукашенко до экологов
Эти обломки были обнаружены в 1990 году и объявлены ценным морским археологическим объектом. Они находятся как раз в том районе, где, как предполагается, "Северный поток" выйдет на поверхность.
"В ближайшие недели мы намерены направить дайверов к обломкам, – заявил Йенс Ланг, который отвечает за получение разрешения на строительство трубопровода в водах Германии. – Я полагаю, обломки одного из кораблей будут подняты в следующем году".
Он планирует проделать брешь в прочной цепи обломков, чтобы освободить место для прокладки трубопровода.
Эта операция не так проста, как кажется. Подъем одного из 20 кораблей может разрушить всю подгнивающую флотилию. А строительные работы могут привести к их распаду.
Операцию будет оплачивать русско-немецкий консорциум, половиной которого владеет "Газпром". Он намерен завершить строительство трубопровода в 2011 году. Этот срок кажется многим экспертам нереалистичным, потому что морское дно Балтийского моря недостаточно картографировано. Трубопровод, как предполагается, пройдет мимо шведского острова Готланд, где было обнаружено более 100 обломков. Согласно историческим источникам, за последние 250 лет около острова затонуло 2500 кораблей.
По подсчетам некоторых экспертов, газ начнет поступать по трубопроводу только в 2015 году. По оценкам представителей проекта "Северный поток", спрос Европейского союза на газ к 2015 году возрастет на треть. Вопрос в том, будет ли цена на балтийский газ достаточно конкурентной к тому времени, когда будет закончен трубопровод.
Так или иначе, проект называют ключевым фактором, который может повлиять на политику в регионе. Однако он уже вызывал массу критических высказываний.
"Детищем Путина и Шредера" недовольны многие: от Лукашенко до экологов
"Это самый дурацкий проект в истории России, который может войти в Книгу рекордов Гиннесса. Что будет с ним - неизвестно, ведь труба пройдет по куче боеприпасов на дне Балтийского моря", - сказал в январе 2007 года президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Одновременно Лукашенко заметил, что сегодня почти готова вторая ветка трубопровода "Ямал-Европа". Впрочем, комментируя высказывания белорусского лидера, один источник в Кремле отметил, что "эти слова лишь подтверждают необходимость строительства" Северо-Европейского газопровода.
Но недоволен проектом Nord Stream не только Лукашенко. Протестующих много как среди политиков, так и среди экологов. Одним из первых сразу после заключения соглашения тогдашний президент Польши Александр Квасьневский назвал "подписанный пакт Путина - Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения".
Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода "угрожает безопасности и независимости Польши". С тех пор в этой стране власть сменилась, но примирение с российскими планами так и не пришло.
Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис также заявлял, что планируемое строительство "не отвечает единой энергетической политике ЕС".
15 сентября 2005 года премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство СЕГ обернётся экологической катастрофой для Балтийского моря в связи с тем, что на дне Балтийского моря находятся места захоронения химического оружия фашистской Германии.
В конце 2005 года депутаты эстонского парламента предложили расширить территориальные воды Эстонии в Финском заливе на три мили с тем, чтобы установить эстонский суверенитет над участком дна, по которому пройдет трасса газопровода. По их мнению, согласно Конвенции ООН о морском праве 1982 года, граница территориальных вод Эстонии может проходить строго посередине между финским и эстонским побережьями, но по принятому в 1993 закону Эстония добровольно сдвинула свою границу на три морские мили ближе к берегу. Эти три мили входят в ее экономическую зону. Ширина нейтрального коридора между Эстонией и Финляндией составляет шесть морских миль.
Премьер-министр Швеции Йоран Персон в августе 2006 года заявил, что готов воспрепятствовать прокладке газопровода: "Те, кто считают, что достаточно лишь проложить газопровод по морскому дну, совершают большую ошибку… Мы легко можем это все остановить".
В декабре 2005 года, когда Герхард Шредер ушел с поста федерального канцлера ФРГ, и стало известно, что он возглавит комитет акционеров North European Gas Pipeline Company, в Германии возникла крайне негативная реакция общественности. Шредера обвинили в том, что он собирается выступить в качестве прикрытия для легализации российских активов на Западе.
Канцлер Ангела Меркель заявляла, что не была в курсе готовящегося назначения Шредера. По ее мнению, это решение лежит вне политической сферы, однако оно может создать проблемы в отношениях Германии с Польшей и странами Балтии.
Наконец, совсем недавно Европарламент принял резолюцию, призывающую Еврокомиссию провести новую экспертизу экологических, экономических и политических последствий строительства Nord Stream. Впрочем, принятая резолюция не имеет обязательной для исполнительных органов Евросоюза силы и носит рекомендательный характер. Как заявила сразу же после голосования представляющая в Евросоюзе проект Nord Stream Маартье ван Паттен, решение "никак не отразится" на сроках строительства этой стратегически важной магистрали.