Речь идет о покупке и продаже акций или долей других организаций, на покупку (отчуждение), например, земельного участка это не распространяется, объяснил директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров. Сейчас директива выдается госпредставителями, если речь идет о сделках, превышающих 25% балансовой стоимости предприятия.
Директивы будут выдаваться вице-премьерами, объясняет Уваров: сейчас не все сделки госкомпаний выносятся на совет директоров, но ситуация изменится. "Уже есть поручение премьера Росимуществу о созыве, где это необходимо, внеочередных собраний акционеров для изменений устава, чтобы все сделки выносились на советы", утверждает Уваров. У некоторых компаний, например "Связьинвеста", такая норма в уставе уже есть.
Ужесточится контроль и за сделками ФГУПов. Покупать или продавать активы дороже 150 млн рублей они смогут тоже только по решению правительства. Если активы дешевле, то потребуется одобрение курирующего ФГУП ведомства, следует из проекта постановления. Сейчас ФГУПы согласуют с ведомствами только крупные сделки.
Цель - ограничить рост госсектора, так как контроль за продажей налажен довольно четко, объясняет сотрудник аппарата правительства: это ненормально, когда госкомпания покупает десятки непрофильных активов, а потом пишет программы по избавлению от них. Механизм контроля за новыми сделками одобрен первым вице-премьером Игорем Шуваловым, сообщает Уваров.
В ВТБ совет сейчас рассматривает или сделки с заинтересованностью, или превышающие 25% балансовой стоимости активов, следует из устава банка. В "Сбербанке" на рассмотрение совета также выносятся сделки с заинтересованностью или больше 5% от объема имеющихся активов, рассказывает член наблюдательного совета банка, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Необходимость согласования всех сделок - серьезное расширение полномочий госаппарата и сокращение у госкомпаний, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: такая мера подойдет как временная, чтобы дать сигнал госкомпаниям не лезть в отрасли, где их не ждут. В дальнейшем же нужно не только ограничивать покупку новых активов, но и активно избавляться от уже существующих. "Размеры госсектора превышают 50% от объема экономики, хотя не должны превышать 15%", - замечает Ясин.
Госсектор расширяется в первую очередь за счет крупных, а не мелких активов, считает Гуриев, а покупка больших активов в последние годы всегда согласуется государством, так что дело не в согласовании. Нужно жесткое политическое решение о сокращении госсектора, уверен он.