Газете "Коммерсант" стали известны некоторые подробности аукциона по "Юганскнефтегазу" после того, как корреспондент издания стал первым, кто подал заявку на участие в аукционе по продаже главного добывающего подразделения ЮКОСа
Архив NEWSru.com

Газете "Коммерсант" стали известны некоторые подробности аукциона по "Юганскнефтегазу" после того, как корреспондент издания стал первым, кто подал заявку на участие в аукционе по продаже главного добывающего подразделения ЮКОСа.

Подать заявку получилось со второго раза. В понедельник как у физического лица, у корреспондента потребовали справку о том, что он может заплатить огромный задаток для участия в торгах - около 1,7 млрд долларов. Такой суммы на счету не оказалось. Пришлось зарегистрировать специальное ООО. У юридических лиц такой справки не требуют.

После этого сотрудница РФФИ Елена Чудакова выдала три листа бумаги. Один - бланк заявки на участие в аукционе по продаже акций АО "Юганскнефтегаз", два других - бланк договора с РФФИ об участии в торгах.

Судя по объявлению в бюллетене РФФИ "Реформа" и "Российской газете", фонд помимо текста заявки и договора должен был ознакомить желающего поучаствовать в торгах с результатами оценки "Юганскнефтегаза", а также предупредить о необходимости получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение контрольного пакета акций "Юганскнефтегаза". Всего этого сделано не было.

По итогам визита в РФФИ газета делает вывод, что это ведомство мало рассчитывает на реальную активность инвесторов: либо аукцион будет отменен в последний момент, либо его победитель уже известен.

Так, минимальный срок получения разрешения в Федеральной антимонопольной службе - месяц, а до аукциона осталось 26 дней. При этом протокол о подведении аукциона, имеющего, согласно тексту заявки, силу договора с РФФИ о покупке, победитель торгов должен подписать сразу же, в воскресенье 19 декабря, но по закону его нельзя подписать без разрешения ФАС.

Кроме того, надо учитывать, что "Юганскнефтегазу" вполне могут предъявить налоговые претензии не только за 2001-2002 годы (97,5 млрд рублей), но и, как и ЮКОСу, за 2003 год. При такой высокой стартовой цене и с такими рисками инвестор, претендующий на покупку "Юганскнефтегаза", должен иметь абсолютно твердые гарантии того, что неожиданностей с этим активом не произойдет. Формальных поводов оспорить итоги аукциона достаточно и риск того, что задаток в 1,7 млрд долларов "зависнет" в ЦБ до окончания судов, велик.

В то же время объявление аукциона несостоявшимся позволит службе судебных приставов снизить стартовую цену аукциона до 3,5-4 млрд долларов. Это даст реальную возможность участвовать в торгах нескольким российским игрокам. Стартовая цена в 8,7 млрд позволяет участвовать в аукционе в основном иностранным крупным участникам. Среди них потенциальными игроками называют Shell и китайскую CNPC.

В любом случае эти гарантии от правительства и администрации президента они должны получить в самое ближайшее время и рискуют они минимум 1,7 млрд долларов. Ведь в случае отказа от оплаты своей победы на аукционе задаток РФФИ не возвращает.