На начало 2006 года сумма претензий налоговых органов к "Юганскнефтегазу" составила 4,676 млрд долларов, однако в апреле 2006 года арбитражный суд Москвы снизил сумму налоговых претензий к "Юганску" до 760 млн долларов, включая пени и штрафы
Архив NEWSru.com
На начало 2006 года сумма претензий налоговых органов к "Юганскнефтегазу" составила 4,676 млрд долларов, однако в апреле 2006 года арбитражный суд Москвы снизил сумму налоговых претензий к "Юганску" до 760 млн долларов, включая пени и штрафы, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на финансовый отчет компании "Роснефть".

Среда 24 мая - последний день, когда налоговики имеют право обжаловать решение, однако скорее всего этого не произойдет. Усилия юристов "Роснефти" в борьбе с российскими налоговиками оказались гораздо более эффективными, чем попытки адвокатов ЮКОСа, которым так и не удалось сократить сумму налоговых претензий. Именно из-за огромной задолженности перед бюджетом дочерняя компания ЮКОСа "Юганскнефтегаз" была продана "Роснефти" по сравнительно низкой цене.

Компания "Роснефть", купившая с аукциона "Юганскнефтегаз" с налоговым бременем в 5 млрд долларов, была вынуждена занять значительные средства на покупку компании. Резко возросшая долговая нагрузка поставила под угрозу некоторые прежние кредитные соглашения "Роснефти" - оговоренный в них предельный уровень долга был превышен.

Однако банкиры-кредиторы компании согласились изменить этот порог, при условии что до 30 июня 2006 года "Роснефть" урегулирует обязательства "Юганска", связанные с результатами налоговых проверок.

"Руководство компании считает, что данные условия будут выполнены", - говорилось в финансовом отчете за девять месяцев 2005 года, но гасить налоговые долги "Юганска" "Роснефть" не спешила. На начало года "незавершенные разногласия с налоговыми органами" "Юганскнефтегаза" составляли 4,676 млрд долларов.

Однако выручила компанию работа в суде. Вняв доводам юристов "Роснефти", в апреле 2006 года арбитражный суд Москвы снизил сумму налоговых претензий к "Юганску" до 760 млн долларов, включая пени и штрафы. Причем в отчете компании прямо говорится о низкой вероятности "обжалования решения (если таковое будет иметь место) не в пользу компании".

Претензии к "Юганскнефтегазу" за 1999-2003 годы на общую сумму свыше 140 млрд рублей налоговики выставили в 2004 году, когда предприятие еще находилось в составе ЮКОСа. Налоговая служба обвинила "Юганск" в уходе от налога на прибыль благодаря продаже нефти по заниженной цене через подставные структуры на территориях с льготным налогообложением.

Отбиться от претензий в судах компании не удавалось - "Юганск" терпел поражения. Зато претензии налоговиков повлияли на цену "Юганска": перед аукционом зарубежные эксперты оценивали компанию в 10-18 млрд долларов, указывая и на риски возможного погашения налоговых претензий. Специалисты Минюста, оценивавшие компанию для аукциона, установили стартовую цену компании в 8,6 млрд долларов, объяснив ее именно наличием налоговой задолженности, погашать которую предстоит новому собственнику. В результате "Юганск" был продан за 9,35 млрд долларов, которые пошли на погашение налоговых долгов материнской компании.

Интересно, что суд решил пойти на встречу "Юганскнефтегазу" уже при новом владельце, которым стала "Роснефть". В феврале 2005 года арбитражный суд Московского округа отменил решение нижестоящей инстанции о взыскании с компании долга за 1999 год более чем на 9 млрд рублей и вернул дело на новое рассмотрение.

А в октябре 2005 года арбитражный суд Москвы признал недействительным решение налоговой инспекции о взыскании с "Юганскнефтегаза" около 5,6 млрд рублей за 1999-2000 годы. Теперь же, если налоговики не подали апелляцию, вступило в силу решение, по которому "Юганск" должен бюджету только около 760 млн долларов.

Такая резкая, а главное "своевременная" смена позиции российского суда не может не вызвать подозрений в том, что государство было заинтересованно в определенном исходе дела ЮКОСа. Решение суда даст новые аргументы сторонникам той позиции, что логика налоговых претензий к ЮКОСу была надуманной, а суды были предвзяты.

Возможно, что такое позитивное, на первый взгляд, событие как значительное списание налоговой задолженности, негативно повлияет на инвесторов, рассматривающих возможность приобретения акций "Роснефти" на ожидающемся в июле IPO. Тем более, что многие западные и российские деятели призывают и вовсе бойкотировать размещение акций, предупреждая о ненадежности таких вложений.

Например, как пишет британская газета The Daily Telegraph, бывший экономический советник президента России Андрей Илларионов заявил, что запланированный выпуск акций государственного нефтяного гиганта "Роснефть" будет являться "использованием Лондонской биржи для распределения краденых активов". (полный текст статьи на сайте Inopressa.ru.)

По мнению Илларионова, приобретение этих акций весьма рискованное предприятие, так как в будущем, по мнению Илларионова, они могут быть признаны недействительными. "Это преступление, которое будет расследовано будущим правительством, и этому процессу будет дан обратный ход", – заявил он в своей очередной обличительной речи, направленной против выпуска акций нефтяной компании на рынок.

Высказывание Илларионова звучит в одном ключе с критикой со стороны ряда инвесторов, в том числе Джорджа Сороса. Еще один сторонник бойкота IPO "Роснефти" Брюс Мизамор, бывший финансовый директор ЮКОСа, утверждает, что размещение акций "Роснефти" на Лондонской бирже одно и то же, что и торговля краденными картинами. Ранее фондовая группа Foreign & Colonial предостерегла, что размещение акций "Роснефти" связано с серьезными рисками в области управления и законности.

Инвестиционный банк JP Morgan, представители которого, возможно будут руководить IPO "Роснефти", отказался комментировать заявления Мизамора, однако близкий к банку источник сказал, что все вопросы, связанные с компанией, которую они представляли, будут тщательно расследованы в рамках комплексной юридической проверки.